Золотой век Испанской живописи.

Зрелое средневековье и романский период

За исключением Каталонии, зависевшей от франкского государства, средневековая христианская Испания родилась благодаря расширению земель, объединившихся на Севере против исламских эмиратов - Астурия и Наварра. Миниатюра. Мосарабская миниатюра, то есть миниатюра христиан, живших на завоеванных мусульманами территориях, известна нам по «Biblia Hispalensis» (X в.) и «Biblia sacra» из собора в Леоне (920).

В монастырях Леона возникла сильная школа миниатюры, известная красочными иллюстрациями к рукописи «Комментарий к Апокалипсису» пресвитера Беаты из Льебаны. В Каталонии каролингское и оттоновское влияние чувствуется в «Евангелии из Жероны» (1100) и в Библиях из Роды (Париж, Нац. библиотека) и Фарфы (Ватиканская библиотека).

Стенная живопись

Живописное наследие Каталонии довольно обширно, несмотря на то, что фрески в таких центрах, как Барселона, Вич и Риполь, не сохранились до наших дней. Однако ансамбли из Тахуля, Ургеля, Педрета и Бохи, впечатляющие величием форм и богатством красок, сохранились в Музее изящных искусств Каталонии в Барселоне. В Кастилии сохранились только три стенных росписи XII в.: из мосарабской ц. Сан-Баудель де Берланга (Бостон, Музей изящных искусств, и Мадрид, Прадо) и из апсиды Эрмитажа в Мадеруэло (Мадрид, Прадо). В «Пантеоне королей» в ц. Сан-Исидоро в Леоне сохранились росписи, близкие к стилю живописи Пуату.

В Арагоне, помимо цикла росписей в ц. СанХуан де ла Пенья, до нас дошли и фрески в зале капитола монастыря Сижена, вдохновленные английскими миниатюрами из Винчестера конца XII в.

Литургическое убранство

Украшение алтарей (балдахин, крест, ковчег) было особым жанром живописи, процветавшим в Каталонии. В отличие от бродячих фрескистов, эти художники были прикреплены к трем основным центрам: Ургель, Вич и Риполь. Наиболее характерными примерами этой живописи являются алтарные образы «Фронталь Апостолов» (Барселона, Музей изящных искусств Каталонии) и «Фронталь св. Мартина» (Вич, музей).

Готическая эпоха: XIII и XIV вв.

В это время испанская живопись испытывает попеременно французское и итальянское влияние. В XIII в. в Каталонии после первого византийского влияния, проявившегося, например, во «Фронтале Орелльи», появляется вкус к чисто готической повествовательности («Фронталь Сан-Мигель де Соригуэрола», Барселона, Музей изящных искусств Каталонии). Но подлинные шедевры создаются при дворе короля Кастилии Альфонса Х Мудрого (1252-1284), в мастерской миниатюристов, которые создали иллюстрации к рукописи «Песнопения Альфонса Мудрого в честь девы Марии» (1275-1284, Эскориал).

В начале XIV в. в Наварре торжествует линейный стиль, связанный с именем художника Хуана Оливера, который в 1330 создал серию «Страстей Христовых» для трапезной монастыря в Памплуне. Влияние французской готики уравновешивается итальянским влиянием, которое преобладало, в частности, в Пальме-де-Майорке. Росписи капеллы Сан-Мигель монастыря Педральбес в Барселоне, исполненные в 1346 Феррером Басса, свидетельствуют о воздействии джоттовской манеры и сиенского искусства, что проявилось также в серии панно и миниатюр, приписываемых Ферреру Басса и его сыну Арнау (до 1348). Сиенское влияние преобладало и в творчестве каталонских художников второго поколения, таких, как Рамон Десторрентс и четыре брата Серра. XV в.

С середины XIV в. самым распространенным жанром живописи стал алтарный образ, который очень часто заменял собой стенную живопись в апсидах церквей. В XV в. он превратился в воистину монументальное искусство. Алтарь был разделен на многочисленные составные части, на которых изображались различные эпизоды из жизни святых и евангельские сцены. Можно выделить три ведущих направления: итальянское, фламандское и стиль «интернациональной готики». Итальянское направление зародилось в Каталонии и Валенсии, а в конце XIV и в начале XV вв., благодаря работам известных художников, распространилось и в других районах страны. Флорентиец Старнина (согласно документам проживавший в Валенсии в 1398-1401) в 1395 работал в соборе в Толедо, где ему приписывают алтарь в капелле св. Евгения и росписи в капелле Сан-Блас, завершенные Родригесом де Толедо. В Саламанке Делло Делли (Николас Флорентино) украсил апсиду собора фреской (1445) и большим алтарем.

Среди произведений, отмеченных тосканским влиянием, выделяются работы Мастера из Оркахо, алтарь архиепископа Санчо де Рохас (Мадрид, Прадо) и в Андалусии, стенная роспись (1400) в Аркосе-де-ла-Фронтера. «Интернациональная готика». Итальянское направление приняло в себя фламандское, элементы французской и немецкой живописи и сыграло важную роль в формировании «придворного стиля» в Валенсии и Барселоне в конце XIV в. В Валенсии Лоренсо Сарагоса, Феррер, Педро Николау, Гонсало Перес и другие художники создали оригинальный стиль, отличающийся графичностью фигур и тонкой гаммой цветов, подчеркнутой золотым фоном.

Некоторым их произведениям (например, алтарь св. Георгия из лондонского музея Виктории и Альберта, который приписывают Марсалю де Саксу) присуща экспрессия, достойная немецкого искусства. В тот же период другим очагом «интернациональной готики» стала Каталония. До 1425 в каталонской живописи господствовали большие алтарные картины Боррассы, в которых художник использовал свой дар рассказчика. Хуан Матес, Рамон де Мур, Мастер из Руссильона считаются его соперниками. После 1425 каталонскую школу возглавил Бернарде Марторель, увлеченный франко-фламандскими новшествами. Среди прочих очагов международной готики следует назвать Арагон (Хуан де Леви, Николас Солана, Мастер из Ланахи) и Кастилию (Николас Франсес).

«Испано-фламандские» мастера

В Испании было много художников, использовавших нидерландскую технику живописи маслом и натуралистический подход. Это Луис Дальмау, Хайме Уге и Бартоломе Бермехо - в Арагоне, Фернандо Гальего, Диего де ла Круз, Мастер из Сен-Ильдефонс и Мастер из СантаКлара-де-Паленсия, и, наконец, Педро Берругете - в Кастилии. XVI в.

В первой трети XVI в. в испанской живописи столкнулись два влияния: нидерландское и новое итальянское. Наиболее значительными художниками этого переходного периода являются Хуан де Боргонья в Толедо, Алехо Фернандес в Андалусии и Родриго де Озона Младший в Валенсии. Первой областью Испании, принявшей итальянское Возрождение бьиа Валенсия: около 1507 Фернандо де Льянос и Фернандо Яньес де Альмедина обратились к итальянскому искусству конца XIV в., проявив особенный интерес к сфумато Леонардо да Винчи. Вторая треть века стала свидетельницей триумфа итальянского направления: Хуан де Хуанес и его отец, Висенте Масип, утвердили в Валенсии стиль Рафаэля и Себастьяно дель Пьомбо. Хуан де Хуанес стал автором очень популярных, хотя и немного слащавых религиозных тем. В Толедо в то время жили два ученика Хуана де Боргонья: Франсиско де Комонтес и Хуан Корреа де Вивар. Переезд двора в Вальядолид привлек сюда некоторых итальянизирующих художников, в том числе Алонсо Берругете, сыгравшего важную роль в формировании флорентийского маньеризма. В самом богатом испанском городе - Севилье работали брюсселец Питер де Кемпенер (Педро де Кампанья) и фламандец Сторм (Фернандо Эстурмио), работавший в Андалусии в 1539-1557.

Согласно Пачеко, основателем севильской школы был Луис Варгас, вернувшийся в Севилью после долгого пребывания в Риме. Педро Мачука утвердил свое влияние в Гренаде, где создал величественный дворец Карла V с могучими и вычурными статуями. В Эстремадуре работал Луис Моралес, стоявшему несколько в стороне от других художников этой провинции. В последней трети XVI в. Гаспар Бесерра возродил в Испании искусство фрески (Мадрид, Пардо). Его преждевременная кончина вынудила Филиппа II обратиться к итальянцам, чтобы расписать стены Эскориала. В Севилье Алонсо Васкес и Франсиско Пачеко создавали огромные композиции, предвещающие появление алтарных картин «золотого века». Венецианское влияние представлено творчеством Наваррете и Эль Греко. Последний открыл для Кастилии технику и колорит Тициана и Тинторетто. На смену Наваррете пришли Диего де Урбино, Луис Карвахаль и Хуан Гомес, которые создали для Эскориала множество триптихов.

Искусство портрета, основоположником которого был нидерландский художник Антонио Моро, представлено работами художников при дворе Филиппа II - Санчеса Коэльо и Пантохи де ла Крус. Обосновавшись в Толедо после постигшей его неудачи при дворе, Эль Греко превзошел эту простую имитацию венецианской манеры и выработал свое собственное направление, ставшее последней вспышкой маньеризма.

XVII в.: «золотой век» испанской живописи

Термин «золотой век», прежде всего, обозначает период расцвета испанской литературы эпохи Сервантеса, Гонгора и Лопе де Вега. Но его можно применить и к плеяде таких великих художников, как Сурбаран, Веласкес и Мурильо. Первая половиа XVII в. В этот период важную роль играли итальянцы. Это относится не только к Караваджо, некоторые работы которого вскоре прославились в Испании, но и к тосканцам и генуэзцам, работавшим в Эскориале. Так, Санчес Котан и Ф. Рибальта, украшавшие Эскориал, под влиянием Луки Камбьязо интересовались эффектами освещения, и этот интерес принесли с собой в Валенсию. В Мадриде Висенте Кардучо и Эуженио Каксес, соответственно младший брат и сын мастеров, работавших в Эскориале, вдохновлялись чисто тосканским следованием реальности. Венецианские мастера, прекрасно представленные в королевских собраниях, оказали влияние на творчество таких художников, как Роэлас в Севилье и Орренте в Толедо.

В целом, первые образцы испанского натурализма основывались на работах итальянских художников. Великие испанские мастера, родившиеся около 1600 (Рибера - 1591; Сурбаран 1598; Веласкес - 1599; Кано 1601), также формировались в русле этой традиции, ориентированной на поиски реальности и усиление роли освещения. Позднее все они эволюционировали к более свободным и индивидуальным формам искусства. Рибера переехал в Италию, и его влияние там было не меньше, чем в Испании. Веласкес известен не только своим тенебризмом, но и создал собственный стиль, положивший основу отдельной школы портрета. Кано идеализировал форму, что сближало его с некоторыми итальянскими художниками. Благодаря работам Санчеса Котана, ван дер Хамена и Алехандро де Лоарте, с начала века широкую популярность приобрел натюрморт - «бодегон».

Позже в этом жанре работали Фелипе Рамирес, Хуан де Эспиноза, Хуан де Арельяно и многие другие, и лишь Кольянтес и Веласкес обращались к искусству пейзажа. Вторая пмовина XVII в. Во второй половине века влияние фламандцев, Рубенса и Ван Дейка, вытеснило итальянскую живопись, хотя по-прежнему оставался интерес к светлым и чувственным краскам венецианских мастеров. Сложные темные композиции первой половины столетия уступили место динамичным произведениям с более однородным освещением. Крупньми художественными центрами стали Мадрид и Севилья, в то время как Валенсия и Толедо потеряли свое былое значение.

В Мадриде сформировалась большая группа художников (Франсиско Риси, Хуан Карреньо де Миранда, Матео Сересо, Антонио Фриас Эскаланте, Хосе Антолиньес и Клаудио Коэльо), которая представляла собой, возможно, единственную монолитную школу, открытую для многочисленных учеников. Воспитанные в духе поклонения венецианскому и фламандскому искусству, они были прежде всего прекрасными колористами и умелыми декораторами.

Среди них были и талантливые портретисты. В Севилье работали два больших мастера, представлявших диаметрально противоположное направление: Мурильо и Вальдес Леаль. Первый приятный и простосердечный интерпретатор благочестия. Второй - обладатель страстного темперамента, проявившегося в его богатых пластикой, напряженных и драматических произведениях. Ученики Мурильо Тобар, Вильявисенсио, Эстебан Маркес - поддерживали его культ в Севилье. Последователем Вальдеса Леаля был его сын Лукас. В Мадриде работал андалусец Паломино, автор трактата о живописи и сборника биографий (1715-1724), который является самым ранним источником по испанскому искусству «золотого века».

XVIII в. Правление Филиппа V.

С началом правления Филиппа V, первого испанского Бурбона (1700), некоторые художники постарались увековечить умирающие традиции «золотого века». Мигель Хасинто Мелендес стал последователем Эль Греко. В Севилье работали ученики Мурильо и Вальдеса Леаля. В Гранаде «певец Андалусии» Рисуэньо продолжил традицию Алонсо Кано. Самым оригинальным провинциальным художником бьи каталонец Виладмат. При дворе друг друга сменяли французские художники: Мишель-Анж Уасс (1715-1728), Жан Ранк (1723- 1735) и Луи-Мишель Ванлоо (1737-1752). Второй брак короля с Изабеллой Фарнезе способствовал появлению итальянских мастеров: Сани и Прокаччини, которые работали также в Ла Гранхе. Создание Филиппом V королевской мануфактуры гобеленов имело решающее значение для развития живописи, особенно во второй половине столетия.

Правление Фердинанда VI.

В период правления Фердинанда VI (1746-1759) интерес двора решительно обратился к творчеству итальянских художников: для исполнения росписей сводов в новом королевском дворце были приглашены Амигони, а затем Коррадо Джаквинто. Самой важной вехой в художественной жизни Испании тех лет стало создание в 1752 Кор. Академии художеств Сан-Фернандо, задуманной еще Филиппом V по французской модели. Первыми директорами стали Ванлоо и Антонио Гонсалес Руис, ученик Уасса. Вскоре по всей Испании были открыты свои собственные Академии, в том числе в Севилье, Валенсии и Сарагосе.

Правление Карла III и Карла IV.

В 1761 король Испании с 1759 Карл III поручил Менгсу росписи Кор. дворца в Мадриде. Истинный «диктатор искусств», Менгс сделал переворот в испанской живописи, выступив реформатором в производстве гобеленов: художникам должны были предоставлять в королевскую мануфактуру эскизы для гобеленов с изображениями сцен из мадридской жизни. В 1762 Тьеполо, соперник Менгса, приехал в Мадрид вместе со своими двумя сыновьями. В Кор. дворце Тьеполо расписал три плафона. Влияние Менгса, более сильное, чем влияние Тьеполо, сказалось на творчестве его зятя, рисовальщика Сальвадора Кармоны, а также братьев Байе. В работе мануфактуры гобеленов также принимали участие Закариас Гонсалес Веласкес и Хосе дель Кастильо. Но особенно интересны натюрморты Луиса Мелендеса и жанровые сцены и пейзажи Луиса Пареты.

В 1799, одновременно с Гойей, чести быть первым художником короля удостоился Маэлья. Творчество Гойи вплоть до конца века занимало в испанской живописи господствующее положение, благодаря мощному вдохновению, силе техники и плодовитости мастера.

XIX в.

Испанская живопись XIX в. представлена многочисленными полотнами и, однако, мало известна. Личность Гойи и престиж французских живописцев оставили в тени менее новаторских художников. Тройное желание выражает устремления мастеров той эпохи: продолжать работать в русле XVIII в., восстановить великие традиции «золотого века» и участвовать в творческих начинаниях, пришедших из-за границы. В Мадриде Висенте Лопес с особой тщательностью работал над портретами придворных Фердинанда VII. Три мадридских живописца, Хосе де Мадрасе, Хосе Апарисио и Хуан Антонио Рибера, уехали в Париж и Рим учиться у Давида. В Барселоне Жозеф Фложье и Хуан Карлос Англес были главными представителями неоклассицизма. Но в первой половине столетия художники обращались не столько к античным сюжетам, сколько к сценам народной жизни - Хуан Родригес, прозванный «эль Панадеро», и братья Бекер; в Андалусии и Мадриде - Леонардо Аленса, Хос Эльбо, Эуженио Лукас и Франсиско Ламейер. Среди представителей романтического направления такие пейзажисты, как Хенаро Перес Вильямиль и Хосе Феррант проявляли интерес к памятникам средневековья. Большим успехом пользовался и портретный жанр, в котором работали практически все художники той эпохи, в частности Антонио Эскивель, Хосе Гутьеррес де ла Вега, Федерико де Мадрасо и Карлос Луис де Рибера.

Среди художников, работавших в Риме между 1830 и 1840, была и группа каталонцев: Хоакин Эспальтер, Пелегрин Кальве и Клаудио Лоренсале, которая, предводительствуемая Пабло Мила-и-Фонтанальсом, вступила в контакт с немецкими художниками-назарейцами и присоединилась к примитивистам. В 1856 на первый план вышла историческая живопись, связанная с именами Эдуарде Кано, Хосе Касадо дель Ализаль, Висенте Пальмароли, Эдуарде Розалеса и Антонио Хисберта. Бельгиец Карлос Хас, переехавший в Мадрид в 1857, вновь привлек интерес к пейзажному жанру, в котором также работали Аугустин Рьянчо и Мартин Рико. В Барселоне Рамон Марти-и-Альсина стал родоначальником каталонского реализма, а Хоакин Вайреда основал школу Олот. Благодаря европейскому успеху Мариано Фортуни, очень популярными стали жанровые сцены.

XX в.

Начало века

В первой половине XX в. деятельность испанских художников практически ограничивалась Мадридом и Барселоной. Около 1900 Барселона превратилась в главное место средоточения новых идей. Рамон Касас и Сантьяго Русиньоль встали во главе испанского постимпрессионизма. Ведущим теоретиком ноусентизма был Эуженио д'0рс, его последователями стали Торрес-Гарсиа, Хоакин Суньер и Мигель Вилья.

Между модернизмом и экспрессионизмом стоял Исидро Нонель. В этот период Мадрид не отличался особой оригинальностью. Большое влияние имели Дарио де Регойос, Аурелиано де Беруэте и Хоакин Соролья. Мадридский модернизм был представлен в основном басками, например, Хуаном де Эчеваррья, Итуррино и Игнасио Сулоага. Единственным испанским экспрессионистом стал Хосе Гутьеррес Солана. Кубизм, сюрреализм и абстракция. Наиболее талантливые художники потянулись в Париж. Приехавший в Париж в 1904, Пикассо вместе с Браком заложил основы кубизма. В этом направлении работали также Хуан Грис и Мария Бланшар. В Барселоне с открытием гал. Дальмау в 1906 авангард стал международным явлением.

В 1917 переехавший в Барселону Франсис Пикабиа основал дадаистский журнал «331». Испанцы Хуан Миро и Сальвадор Дали считаются одними из основоположников сюрреализма. Мадрид был менее открыт для Европы. Торрес-Гарсиа основал здесь группу конструктивистов. Адептами сюрреализма были Франсиско Борее, Гомес де ла Серна и Луис Фернандес.

Военный период

Война быстро положила конец всем брожениям. Большинство художников-авангардистов встало на защиту республики. Многие из них эмигрировали, некоторые вообще отказались от всяких художественных поисков.

Каталонский авангард

В 1948 Тапьес, Тарратс и Киксарт сформировали группу «Дау аль Сет», которая начала выпускать журнал под тем же названием. С 1950 неформальное движение затронуло большинство каталонских художников: Эрнандеса Пихуана, Рамона Вальеса, Аржимона и Хиноварта. В 1947 в Сарагосе вокруг Лагунаса и Фермина Агуайо образовалась группа абстракционистов. В 1948 в Сантандере появилась школа Альтамира. Современные тенденции.

1957 стал важным этапом в истории испанской живописи. В этом году в Мадриде была создана группа «Эль Пасо», в Кордове - «Экип 57» и в Валенсии группа «Парпальо». «Эль Пасо» ведет свое происхождение от неформального искусства и абстрактного экспрессионизма; в группу входили Антонио Саура, Маноло Мильярес, Рафаэль Каногар, Луисом Фейто, Мануэль Ривера и Вьола. Около 1963 некоторые художники стали работать в рамках новой фигурации. В 1964 «Экипо Кроника» из Валенсии предпринимает попытку критики общества потребления, используя при этом язык комиксов или цитат из известных картин.

(Источник - artwiki)

Источник: http://ispania.name/culture/painting_spain.php.

  • золотой век испанской живописи

Зрелое средневековье и романский период

За исключением Каталонии, зависевшей от франкского государства, средневековая христианская Испания родилась благодаря расширению земель, объединившихся на Севере против исламских эмиратов - Астурия и Наварра. Миниатюра. Мосарабская миниатюра, то есть миниатюра христиан, живших на завоеванных мусульманами территориях, известна нам по «Biblia Hispalensis» (X в.) и «Biblia sacra» из собора в Леоне (920).

В монастырях Леона возникла сильная школа миниатюры, известная красочными иллюстрациями к рукописи «Комментарий к Апокалипсису» пресвитера Беаты из Льебаны. В Каталонии каролингское и оттоновское влияние чувствуется в «Евангелии из Жероны» (1100) и в Библиях из Роды (Париж, Нац. библиотека) и Фарфы (Ватиканская библиотека).

Стенная живопись

Живописное наследие Каталонии довольно обширно, несмотря на то, что фрески в таких центрах, как Барселона, Вич и Риполь, не сохранились до наших дней. Однако ансамбли из Тахуля, Ургеля, Педрета и Бохи, впечатляющие величием форм и богатством красок, сохранились в Музее изящных искусств Каталонии в Барселоне. В Кастилии сохранились только три стенных росписи XII в.: из мосарабской ц. Сан-Баудель де Берланга (Бостон, Музей изящных искусств, и Мадрид, Прадо) и из апсиды Эрмитажа в Мадеруэло (Мадрид, Прадо). В «Пантеоне королей» в ц. Сан-Исидоро в Леоне сохранились росписи, близкие к стилю живописи Пуату.

В Арагоне, помимо цикла росписей в ц. СанХуан де ла Пенья, до нас дошли и фрески в зале капитола монастыря Сижена, вдохновленные английскими миниатюрами из Винчестера конца XII в.

Литургическое убранство

Украшение алтарей (балдахин, крест, ковчег) было особым жанром живописи, процветавшим в Каталонии. В отличие от бродячих фрескистов, эти художники были прикреплены к трем основным центрам: Ургель, Вич и Риполь. Наиболее характерными примерами этой живописи являются алтарные образы «Фронталь Апостолов» (Барселона, Музей изящных искусств Каталонии) и «Фронталь св. Мартина» (Вич, музей).

Готическая эпоха: XIII и XIV вв.

В это время испанская живопись испытывает попеременно французское и итальянское влияние. В XIII в. в Каталонии после первого византийского влияния, проявившегося, например, во «Фронтале Орелльи», появляется вкус к чисто готической повествовательности («Фронталь Сан-Мигель де Соригуэрола», Барселона, Музей изящных искусств Каталонии). Но подлинные шедевры создаются при дворе короля Кастилии Альфонса Х Мудрого (1252-1284), в мастерской миниатюристов, которые создали иллюстрации к рукописи «Песнопения Альфонса Мудрого в честь девы Марии» (1275-1284, Эскориал).

В начале XIV в. в Наварре торжествует линейный стиль, связанный с именем художника Хуана Оливера, который в 1330 создал серию «Страстей Христовых» для трапезной монастыря в Памплуне. Влияние французской готики уравновешивается итальянским влиянием, которое преобладало, в частности, в Пальме-де-Майорке. Росписи капеллы Сан-Мигель монастыря Педральбес в Барселоне, исполненные в 1346 Феррером Басса, свидетельствуют о воздействии джоттовской манеры и сиенского искусства, что проявилось также в серии панно и миниатюр, приписываемых Ферреру Басса и его сыну Арнау (до 1348). Сиенское влияние преобладало и в творчестве каталонских художников второго поколения, таких, как Рамон Десторрентс и четыре брата Серра. XV в.

С середины XIV в. самым распространенным жанром живописи стал алтарный образ, который очень часто заменял собой стенную живопись в апсидах церквей. В XV в. он превратился в воистину монументальное искусство. Алтарь был разделен на многочисленные составные части, на которых изображались различные эпизоды из жизни святых и евангельские сцены. Можно выделить три ведущих направления: итальянское, фламандское и стиль «интернациональной готики». Итальянское направление зародилось в Каталонии и Валенсии, а в конце XIV и в начале XV вв., благодаря работам известных художников, распространилось и в других районах страны. Флорентиец Старнина (согласно документам проживавший в Валенсии в 1398-1401) в 1395 работал в соборе в Толедо, где ему приписывают алтарь в капелле св. Евгения и росписи в капелле Сан-Блас, завершенные Родригесом де Толедо. В Саламанке Делло Делли (Николас Флорентино) украсил апсиду собора фреской (1445) и большим алтарем.

Среди произведений, отмеченных тосканским влиянием, выделяются работы Мастера из Оркахо, алтарь архиепископа Санчо де Рохас (Мадрид, Прадо) и в Андалусии, стенная роспись (1400) в Аркосе-де-ла-Фронтера. «Интернациональная готика». Итальянское направление приняло в себя фламандское, элементы французской и немецкой живописи и сыграло важную роль в формировании «придворного стиля» в Валенсии и Барселоне в конце XIV в. В Валенсии Лоренсо Сарагоса, Феррер, Педро Николау, Гонсало Перес и другие художники создали оригинальный стиль, отличающийся графичностью фигур и тонкой гаммой цветов, подчеркнутой золотым фоном.

Некоторым их произведениям (например, алтарь св. Георгия из лондонского музея Виктории и Альберта, который приписывают Марсалю де Саксу) присуща экспрессия, достойная немецкого искусства. В тот же период другим очагом «интернациональной готики» стала Каталония. До 1425 в каталонской живописи господствовали большие алтарные картины Боррассы, в которых художник использовал свой дар рассказчика. Хуан Матес, Рамон де Мур, Мастер из Руссильона считаются его соперниками. После 1425 каталонскую школу возглавил Бернарде Марторель, увлеченный франко-фламандскими новшествами. Среди прочих очагов международной готики следует назвать Арагон (Хуан де Леви, Николас Солана, Мастер из Ланахи) и Кастилию (Николас Франсес).

«Испано-фламандские» мастера

В Испании было много художников, использовавших нидерландскую технику живописи маслом и натуралистический подход. Это Луис Дальмау, Хайме Уге и Бартоломе Бермехо - в Арагоне, Фернандо Гальего, Диего де ла Круз, Мастер из Сен-Ильдефонс и Мастер из СантаКлара-де-Паленсия, и, наконец, Педро Берругете - в Кастилии. XVI в.

В первой трети XVI в. в испанской живописи столкнулись два влияния: нидерландское и новое итальянское. Наиболее значительными художниками этого переходного периода являются Хуан де Боргонья в Толедо, Алехо Фернандес в Андалусии и Родриго де Озона Младший в Валенсии. Первой областью Испании, принявшей итальянское Возрождение бьиа Валенсия: около 1507 Фернандо де Льянос и Фернандо Яньес де Альмедина обратились к итальянскому искусству конца XIV в., проявив особенный интерес к сфумато Леонардо да Винчи. Вторая треть века стала свидетельницей триумфа итальянского направления: Хуан де Хуанес и его отец, Висенте Масип, утвердили в Валенсии стиль Рафаэля и Себастьяно дель Пьомбо. Хуан де Хуанес стал автором очень популярных, хотя и немного слащавых религиозных тем. В Толедо в то время жили два ученика Хуана де Боргонья: Франсиско де Комонтес и Хуан Корреа де Вивар. Переезд двора в Вальядолид привлек сюда некоторых итальянизирующих художников, в том числе Алонсо Берругете, сыгравшего важную роль в формировании флорентийского маньеризма. В самом богатом испанском городе - Севилье работали брюсселец Питер де Кемпенер (Педро де Кампанья) и фламандец Сторм (Фернандо Эстурмио), работавший в Андалусии в 1539-1557.

Согласно Пачеко, основателем севильской школы был Луис Варгас, вернувшийся в Севилью после долгого пребывания в Риме. Педро Мачука утвердил свое влияние в Гренаде, где создал величественный дворец Карла V с могучими и вычурными статуями. В Эстремадуре работал Луис Моралес, стоявшему несколько в стороне от других художников этой провинции. В последней трети XVI в. Гаспар Бесерра возродил в Испании искусство фрески (Мадрид, Пардо). Его преждевременная кончина вынудила Филиппа II обратиться к итальянцам, чтобы расписать стены Эскориала. В Севилье Алонсо Васкес и Франсиско Пачеко создавали огромные композиции, предвещающие появление алтарных картин «золотого века». Венецианское влияние представлено творчеством Наваррете и Эль Греко. Последний открыл для Кастилии технику и колорит Тициана и Тинторетто. На смену Наваррете пришли Диего де Урбино, Луис Карвахаль и Хуан Гомес, которые создали для Эскориала множество триптихов.

Искусство портрета, основоположником которого был нидерландский художник Антонио Моро, представлено работами художников при дворе Филиппа II - Санчеса Коэльо и Пантохи де ла Крус. Обосновавшись в Толедо после постигшей его неудачи при дворе, Эль Греко превзошел эту простую имитацию венецианской манеры и выработал свое собственное направление, ставшее последней вспышкой маньеризма.

XVII в.: «золотой век» испанской живописи

Термин «золотой век», прежде всего, обозначает период расцвета испанской литературы эпохи Сервантеса, Гонгора и Лопе де Вега. Но его можно применить и к плеяде таких великих художников, как Сурбаран, Веласкес и Мурильо. Первая половиа XVII в. В этот период важную роль играли итальянцы. Это относится не только к Караваджо, некоторые работы которого вскоре прославились в Испании, но и к тосканцам и генуэзцам, работавшим в Эскориале. Так, Санчес Котан и Ф. Рибальта, украшавшие Эскориал, под влиянием Луки Камбьязо интересовались эффектами освещения, и этот интерес принесли с собой в Валенсию. В Мадриде Висенте Кардучо и Эуженио Каксес, соответственно младший брат и сын мастеров, работавших в Эскориале, вдохновлялись чисто тосканским следованием реальности. Венецианские мастера, прекрасно представленные в королевских собраниях, оказали влияние на творчество таких художников, как Роэлас в Севилье и Орренте в Толедо.

В целом, первые образцы испанского натурализма основывались на работах итальянских художников. Великие испанские мастера, родившиеся около 1600 (Рибера - 1591; Сурбаран 1598; Веласкес - 1599; Кано 1601), также формировались в русле этой традиции, ориентированной на поиски реальности и усиление роли освещения. Позднее все они эволюционировали к более свободным и индивидуальным формам искусства. Рибера переехал в Италию, и его влияние там было не меньше, чем в Испании. Веласкес известен не только своим тенебризмом, но и создал собственный стиль, положивший основу отдельной школы портрета. Кано идеализировал форму, что сближало его с некоторыми итальянскими художниками. Благодаря работам Санчеса Котана, ван дер Хамена и Алехандро де Лоарте, с начала века широкую популярность приобрел натюрморт - «бодегон».

Позже в этом жанре работали Фелипе Рамирес, Хуан де Эспиноза, Хуан де Арельяно и многие другие, и лишь Кольянтес и Веласкес обращались к искусству пейзажа. Вторая пмовина XVII в. Во второй половине века влияние фламандцев, Рубенса и Ван Дейка, вытеснило итальянскую живопись, хотя по-прежнему оставался интерес к светлым и чувственным краскам венецианских мастеров. Сложные темные композиции первой половины столетия уступили место динамичным произведениям с более однородным освещением. Крупньми художественными центрами стали Мадрид и Севилья, в то время как Валенсия и Толедо потеряли свое былое значение.

В Мадриде сформировалась большая группа художников (Франсиско Риси, Хуан Карреньо де Миранда, Матео Сересо, Антонио Фриас Эскаланте, Хосе Антолиньес и Клаудио Коэльо), которая представляла собой, возможно, единственную монолитную школу, открытую для многочисленных учеников. Воспитанные в духе поклонения венецианскому и фламандскому искусству, они были прежде всего прекрасными колористами и умелыми декораторами.

Среди них были и талантливые портретисты. В Севилье работали два больших мастера, представлявших диаметрально противоположное направление: Мурильо и Вальдес Леаль. Первый приятный и простосердечный интерпретатор благочестия. Второй - обладатель страстного темперамента, проявившегося в его богатых пластикой, напряженных и драматических произведениях. Ученики Мурильо Тобар, Вильявисенсио, Эстебан Маркес - поддерживали его культ в Севилье. Последователем Вальдеса Леаля был его сын Лукас. В Мадриде работал андалусец Паломино, автор трактата о живописи и сборника биографий (1715-1724), который является самым ранним источником по испанскому искусству «золотого века».

XVIII в. Правление Филиппа V.

С началом правления Филиппа V, первого испанского Бурбона (1700), некоторые художники постарались увековечить умирающие традиции «золотого века». Мигель Хасинто Мелендес стал последователем Эль Греко. В Севилье работали ученики Мурильо и Вальдеса Леаля. В Гранаде «певец Андалусии» Рисуэньо продолжил традицию Алонсо Кано. Самым оригинальным провинциальным художником бьи каталонец Виладмат. При дворе друг друга сменяли французские художники: Мишель-Анж Уасс (1715-1728), Жан Ранк (1723- 1735) и Луи-Мишель Ванлоо (1737-1752). Второй брак короля с Изабеллой Фарнезе способствовал появлению итальянских мастеров: Сани и Прокаччини, которые работали также в Ла Гранхе. Создание Филиппом V королевской мануфактуры гобеленов имело решающее значение для развития живописи, особенно во второй половине столетия.

Правление Фердинанда VI.

В период правления Фердинанда VI (1746-1759) интерес двора решительно обратился к творчеству итальянских художников: для исполнения росписей сводов в новом королевском дворце были приглашены Амигони, а затем Коррадо Джаквинто. Самой важной вехой в художественной жизни Испании тех лет стало создание в 1752 Кор. Академии художеств Сан-Фернандо, задуманной еще Филиппом V по французской модели. Первыми директорами стали Ванлоо и Антонио Гонсалес Руис, ученик Уасса. Вскоре по всей Испании были открыты свои собственные Академии, в том числе в Севилье, Валенсии и Сарагосе.

Правление Карла III и Карла IV.

В 1761 король Испании с 1759 Карл III поручил Менгсу росписи Кор. дворца в Мадриде. Истинный «диктатор искусств», Менгс сделал переворот в испанской живописи, выступив реформатором в производстве гобеленов: художникам должны были предоставлять в королевскую мануфактуру эскизы для гобеленов с изображениями сцен из мадридской жизни. В 1762 Тьеполо, соперник Менгса, приехал в Мадрид вместе со своими двумя сыновьями. В Кор. дворце Тьеполо расписал три плафона. Влияние Менгса, более сильное, чем влияние Тьеполо, сказалось на творчестве его зятя, рисовальщика Сальвадора Кармоны, а также братьев Байе. В работе мануфактуры гобеленов также принимали участие Закариас Гонсалес Веласкес и Хосе дель Кастильо. Но особенно интересны натюрморты Луиса Мелендеса и жанровые сцены и пейзажи Луиса Пареты.

В 1799, одновременно с Гойей, чести быть первым художником короля удостоился Маэлья. Творчество Гойи вплоть до конца века занимало в испанской живописи господствующее положение, благодаря мощному вдохновению, силе техники и плодовитости мастера.

XIX в.

Испанская живопись XIX в. представлена многочисленными полотнами и, однако, мало известна. Личность Гойи и престиж французских живописцев оставили в тени менее новаторских художников. Тройное желание выражает устремления мастеров той эпохи: продолжать работать в русле XVIII в., восстановить великие традиции «золотого века» и участвовать в творческих начинаниях, пришедших из-за границы. В Мадриде Висенте Лопес с особой тщательностью работал над портретами придворных Фердинанда VII. Три мадридских живописца, Хосе де Мадрасе, Хосе Апарисио и Хуан Антонио Рибера, уехали в Париж и Рим учиться у Давида. В Барселоне Жозеф Фложье и Хуан Карлос Англес были главными представителями неоклассицизма. Но в первой половине столетия художники обращались не столько к античным сюжетам, сколько к сценам народной жизни - Хуан Родригес, прозванный «эль Панадеро», и братья Бекер; в Андалусии и Мадриде - Леонардо Аленса, Хос Эльбо, Эуженио Лукас и Франсиско Ламейер. Среди представителей романтического направления такие пейзажисты, как Хенаро Перес Вильямиль и Хосе Феррант проявляли интерес к памятникам средневековья. Большим успехом пользовался и портретный жанр, в котором работали практически все художники той эпохи, в частности Антонио Эскивель, Хосе Гутьеррес де ла Вега, Федерико де Мадрасо и Карлос Луис де Рибера.

Среди художников, работавших в Риме между 1830 и 1840, была и группа каталонцев: Хоакин Эспальтер, Пелегрин Кальве и Клаудио Лоренсале, которая, предводительствуемая Пабло Мила-и-Фонтанальсом, вступила в контакт с немецкими художниками-назарейцами и присоединилась к примитивистам. В 1856 на первый план вышла историческая живопись, связанная с именами Эдуарде Кано, Хосе Касадо дель Ализаль, Висенте Пальмароли, Эдуарде Розалеса и Антонио Хисберта. Бельгиец Карлос Хас, переехавший в Мадрид в 1857, вновь привлек интерес к пейзажному жанру, в котором также работали Аугустин Рьянчо и Мартин Рико. В Барселоне Рамон Марти-и-Альсина стал родоначальником каталонского реализма, а Хоакин Вайреда основал школу Олот. Благодаря европейскому успеху Мариано Фортуни, очень популярными стали жанровые сцены.

XX в.

Начало века

В первой половине XX в. деятельность испанских художников практически ограничивалась Мадридом и Барселоной. Около 1900 Барселона превратилась в главное место средоточения новых идей. Рамон Касас и Сантьяго Русиньоль встали во главе испанского постимпрессионизма. Ведущим теоретиком ноусентизма был Эуженио д'0рс, его последователями стали Торрес-Гарсиа, Хоакин Суньер и Мигель Вилья.

Между модернизмом и экспрессионизмом стоял Исидро Нонель. В этот период Мадрид не отличался особой оригинальностью. Большое влияние имели Дарио де Регойос, Аурелиано де Беруэте и Хоакин Соролья. Мадридский модернизм был представлен в основном басками, например, Хуаном де Эчеваррья, Итуррино и Игнасио Сулоага. Единственным испанским экспрессионистом стал Хосе Гутьеррес Солана. Кубизм, сюрреализм и абстракция. Наиболее талантливые художники потянулись в Париж. Приехавший в Париж в 1904, Пикассо вместе с Браком заложил основы кубизма. В этом направлении работали также Хуан Грис и Мария Бланшар. В Барселоне с открытием гал. Дальмау в 1906 авангард стал международным явлением.

В 1917 переехавший в Барселону Франсис Пикабиа основал дадаистский журнал «331». Испанцы Хуан Миро и Сальвадор Дали считаются одними из основоположников сюрреализма. Мадрид был менее открыт для Европы. Торрес-Гарсиа основал здесь группу конструктивистов. Адептами сюрреализма были Франсиско Борее, Гомес де ла Серна и Луис Фернандес.

Военный период

Война быстро положила конец всем брожениям. Большинство художников-авангардистов встало на защиту республики. Многие из них эмигрировали, некоторые вообще отказались от всяких художественных поисков.

Каталонский авангард

В 1948 Тапьес, Тарратс и Киксарт сформировали группу «Дау аль Сет», которая начала выпускать журнал под тем же названием. С 1950 неформальное движение затронуло большинство каталонских художников: Эрнандеса Пихуана, Рамона Вальеса, Аржимона и Хиноварта. В 1947 в Сарагосе вокруг Лагунаса и Фермина Агуайо образовалась группа абстракционистов. В 1948 в Сантандере появилась школа Альтамира. Современные тенденции.

1957 стал важным этапом в истории испанской живописи. В этом году в Мадриде была создана группа «Эль Пасо», в Кордове - «Экип 57» и в Валенсии группа «Парпальо». «Эль Пасо» ведет свое происхождение от неформального искусства и абстрактного экспрессионизма; в группу входили Антонио Саура, Маноло Мильярес, Рафаэль Каногар, Луисом Фейто, Мануэль Ривера и Вьола. Около 1963 некоторые художники стали работать в рамках новой фигурации. В 1964 «Экипо Кроника» из Валенсии предпринимает попытку критики общества потребления, используя при этом язык комиксов или цитат из известных картин.

(Источник - artwiki)

Источник: http://ispania.name/culture/painting_spain.php.

  • золотой век испанской живописи




Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением

Поиск по сайту

Страны

Наиболее читаемые

Жд Франции официальный сайт. На поезде во Францию из москвы. Поездом.

Достопримечательности Испании на английском языке переводом. Испания фото описание. Самые известные. В глазах обывателя Испания — это сплошной курорт, бескрайние песчаные пляжи Атлантики и Средиземноморского побережья, бурная ночная жизнь,

Манго какие витамины содержит. Сезон: январь — май. Манго Mango (Mamuang) самые сладкие растут в Тайланде. Пожалуй, самый популярный в мире экзотический

Популярные

Интересно

Как одеваются париже.

Парижанки предпочитают два стиля, один из которых классический, а второй - кэжуал. Иногда, два стиля могут между собой пересекаться. К примеру, часто можно увидеть классические

Кто такие шейхи у арабов.

Шейхи Объединённых Арабских Эмиратов. Члены правящих династий ОАЭ. Шейхами в ОАЭ называют, как правило, не всех местных жителей (граждан ОАЭ), а только членов

День рождения короля в тайланде как празднуют. Отмечают.

5 декабря в Таиланде отмечается один из самых важных праздников страны, возведенный в ранг государственных – День рождения короля Рамы IX. Этот король, настоящее