Основатель даосизма Китае. Лао цзы.


Странная реальность, пребывающая как раз там, где ее нет. Странные люди, всерьез размышляющие о безначальном Начале. Их наследство - дума о Дао: Пути всех путей, неизменной изменчивости. Кажется, они и приходят-то в мир лишь для того, чтобы уйти, и тем самым вернуться к земному бытию. “Настоящие люди древности не знали, что такое радоваться жизни и отворачиваться от смерти, не гордились появлением на свет и не противились уходу из мира. Отрешенно они приходили, отрешенные уходили, не доискиваясь до начала, не устремляясь мыслью к концу, радуясь тому, что даровано им, и самозабвенно возвращаясь к своему естеству. Разум их погружен в забытье, облик бесстрастен, чело величественно. Прохладные, как осень, и теплые, как весна, они следовали в своих чувствах течению времен года. Они жили в беспредельной гармонии с миром, и никто не знал, где положен им предел...” (“Чжуан-цзы”, гл. “Дацзунши”.)

Главный учитель даосизма - Лао-цзы, Старый Ребенок, носивший имя Ли Эр. Он “родился от самого себя”, из себя же развернул весь мир, и сам же 72 раза являлся миру. Но он же и человек, проживший долгую и неприметную жизнь. Легенда изображает его хранителем царских архивов, старшим современником Конфуция. Лао-цзы встречался с будущим основателем конфуцианства, но прохладно отнесся к вере Конфуция в действенность нравственной проповеди, что, наверное, вполне естественно для знатока человеческой истории. Вконец разуверившись в людях, он сел верхом на буйвола и отправился куда-то на Запад, да так и не вернулся. А на прощание по просьбе начальника пограничной заставы, через которую он покинул Китай, Лао-цзы оставил потомкам небольшую книжку “в пять тысяч слов”. Это сочинение, обычно именуемое “Трактатом о Пути и Потенции” (Дао-дэ цзин), стало главным каноном даосизма.

В “Дао-дэ цзине” речь идет о едином первоначале всего сущего - единой субстанции и одновременно мировой закономерности - Дао. Это понятие дало название даосизму (дао цзяо).

Кроме Лао-цзы нельзя не назвать другого даосского мыслителя, Чжуан-цзы, автора трактата, названного его именем. Для мировоззрения “Чжуан-цзы” огромное значение имела концепция “уравнивания сущего” (ци у), согласно которой мир представляет собой некое абсолютное единство. В нем нет места четким границам между вещами, все слито друг с другом, все присутствует во всем. В этом мире нет никаких абсолютных величин, ничто само по себе не является ни прекрасным, ни безобразным, ни большим, ни малым, но все существует только относительно чего-то другого и в теснейшей внутренней связи и взаимообусловленности

Время жизни Чжуан-цзы приходится на последние десятилетия IV в. до н. э. - время расцвета свободной мысли и острого соперничества различных философских школ. Чжуан-цзы был большим эрудитом, но предпочитал держаться подальше от самодовольных ученых-спорщиков, подвизавшихся при дворах царей и удельных владык. Много лет он занимал скромную должность смотрителя плантации лаковых деревьев, а потом вышел в отставку и доживал остаток дней в родной деревне. Перед смертью он просил своих учеников не обременять себя похоронами учителя, а бросить его тело в чистом поле, ибо могилой ему станет весь мир. Скромная, непритязательная жизнь и далеко не героическая, даже почти позорная смерть, в глазах самого Чжуан-цзы, явно не умаляли его подлинного достоинства. Ведь истинный даос, говоря словами Лао-цзы, “выходит к свету, смешиваясь с прахом, в суете будней хранит тайну вечности, в многоголосье Земли постигает безмолвие Небес”.

Итак, традиция Дао - это странные, сторонние люди. Недаром Лао-цзы уже в древности получил прозвище “темного учителя”. А Чжуан-цзы сам называл свои писания “нелепыми и безумственными речами”. Изъясняются даосы парадоксами, туманными сентенциями и экстравагантными притчами.

Книги Лао-цзы и Чжуан-цзы изначально складывались из фрагментов, в которых фиксировались отдельные прозрения и наблюдения подвижников Дао. Сверхлогический характер даосской мудрости отображал отстраненность даосских школ от всяких публичных норм. Ориентированность мудрости Дао на узкий круг посвященных и “внутреннее”, неизъяснимо-интимное понимание тоже были знаком даосизма как духовной традиции, учившей своих приверженцев “воспроизводить опыт самопознания, возобновлять присутствие того, кто возвращается в мир, когда мы отсутствуем в нем”.

Не знание и даже не творчество, но просто способность “сполна прожить свой жизненный срок” составляли цель даосского подвижничества. С непосредственностью, достойной великой традиции, даосизм утверждал, что мудрый ничего не знает и ничего не умеет, а только питает себя, усваивая всем телом вселенскую гармонию жизни.

Реальность для даоса - это Хаос как бесчисленное множество порядков, бесконечное богатство разнообразия. Даосский мудрец подражает пустоте и хаосу и потому “в себе не имеет, где пребывать”. Он не совершает самочинных действий, но лишь безупречно следует всякому самопроизвольному движению. Его сознание - “зеркало, которое вмещает в себя все образы, но не удерживает их”.

Еще не родившийся ребенок уже имеет полное знание о жизни. Он понимает прежде, чем научится понимать. Даосская традиция требует признать, что всякое непонимание есть в действительности недопонимание.

Источник: http://kitaia.ru/religioznofilosofskie-ucheniya/osnovateli-daosizma/.

  • основатель даосизма в китае
  • основатель даосизма лао цзы

основатель даосизма в китае

Основатели даосизма


Наверное, главная особенность даосской мысли состоит в том, что это мысль, во всех своих проявлениях обращенная к истокам вещей: истоку времен, сокрытых в незапамятных глубинах истории; истоку сознания, вечно ускользающего от света разума, истоку всех наших душевных движений, таящемуся в бездонной толще жизни. И даосы настолько верны своим поискам подлинного, абсолютного Истока сущего, что даже не поставили ему предел в виде какого-либо метафизического принципа, перводвигателя, “первичной материи”, первоначала и т.п. Ведь исток бытия, если он в самом деле реален, не может быть ни хронологическим рубежом, ни “данностью” опыта, ни умственной абстракцией по той простой причине, что такое начало вносит ограничение в мир и в итоге само оказывается условным, придуманным, неживым. Мысль же даосов - о Начале, которое само безначально; об истоке, который являет собой, скорее, вольное проистечение самой жизни и который, вечно уклоняясь от собственной сущности, вечно же возвращается к самому себе.


Странная реальность, пребывающая как раз там, где ее нет. Странные люди, всерьез размышляющие о безначальном Начале. Их наследство - дума о Дао: Пути всех путей, неизменной изменчивости. Кажется, они и приходят-то в мир лишь для того, чтобы уйти, и тем самым вернуться к земному бытию. “Настоящие люди древности не знали, что такое радоваться жизни и отворачиваться от смерти, не гордились появлением на свет и не противились уходу из мира. Отрешенно они приходили, отрешенные уходили, не доискиваясь до начала, не устремляясь мыслью к концу, радуясь тому, что даровано им, и самозабвенно возвращаясь к своему естеству. Разум их погружен в забытье, облик бесстрастен, чело величественно. Прохладные, как осень, и теплые, как весна, они следовали в своих чувствах течению времен года. Они жили в беспредельной гармонии с миром, и никто не знал, где положен им предел. ” (“Чжуан-цзы”, гл. “Дацзунши”.)

Главный учитель даосизма - Лао-цзы. Старый Ребенок, носивший имя Ли Эр. Он “родился от самого себя”, из себя же развернул весь мир, и сам же 72 раза являлся миру. Но он же и человек, проживший долгую и неприметную жизнь. Легенда изображает его хранителем царских архивов, старшим современником Конфуция. Лао-цзы встречался с будущим основателем конфуцианства, но прохладно отнесся к вере Конфуция в действенность нравственной проповеди, что, наверное, вполне естественно для знатока человеческой истории. Вконец разуверившись в людях, он сел верхом на буйвола и отправился куда-то на Запад, да так и не вернулся. А на прощание по просьбе начальника пограничной заставы, через которую он покинул Китай, Лао-цзы оставил потомкам небольшую книжку “в пять тысяч слов”. Это сочинение, обычно именуемое “Трактатом о Пути и Потенции” (Дао-дэ цзин), стало главным каноном даосизма.

В “Дао-дэ цзине” речь идет о едином первоначале всего сущего - единой субстанции и одновременно мировой закономерности - Дао. Это понятие дало название даосизму (дао цзяо).

Кроме Лао-цзы нельзя не назвать другого даосского мыслителя, Чжуан-цзы, автора трактата, названного его именем. Для мировоззрения “Чжуан-цзы” огромное значение имела концепция “уравнивания сущего” (ци у), согласно которой мир представляет собой некое абсолютное единство. В нем нет места четким границам между вещами, все слито друг с другом, все присутствует во всем. В этом мире нет никаких абсолютных величин, ничто само по себе не является ни прекрасным, ни безобразным, ни большим, ни малым, но все существует только относительно чего-то другого и в теснейшей внутренней связи и взаимообусловленности

Время жизни Чжуан-цзы приходится на последние десятилетия IV в. до н. э. - время расцвета свободной мысли и острого соперничества различных философских школ. Чжуан-цзы был большим эрудитом, но предпочитал держаться подальше от самодовольных ученых-спорщиков, подвизавшихся при дворах царей и удельных владык. Много лет он занимал скромную должность смотрителя плантации лаковых деревьев, а потом вышел в отставку и доживал остаток дней в родной деревне. Перед смертью он просил своих учеников не обременять себя похоронами учителя, а бросить его тело в чистом поле, ибо могилой ему станет весь мир. Скромная, непритязательная жизнь и далеко не героическая, даже почти позорная смерть, в глазах самого Чжуан-цзы, явно не умаляли его подлинного достоинства. Ведь истинный даос, говоря словами Лао-цзы, “выходит к свету, смешиваясь с прахом, в суете будней хранит тайну вечности, в многоголосье Земли постигает безмолвие Небес”.

Итак, традиция Дао - это странные, сторонние люди. Недаром Лао-цзы уже в древности получил прозвище “темного учителя”. А Чжуан-цзы сам называл свои писания “нелепыми и безумственными речами”. Изъясняются даосы парадоксами, туманными сентенциями и экстравагантными притчами.

Книги Лао-цзы и Чжуан-цзы изначально складывались из фрагментов, в которых фиксировались отдельные прозрения и наблюдения подвижников Дао. Сверхлогический характер даосской мудрости отображал отстраненность даосских школ от всяких публичных норм. Ориентированность мудрости Дао на узкий круг посвященных и “внутреннее”, неизъяснимо-интимное понимание тоже были знаком даосизма как духовной традиции, учившей своих приверженцев “воспроизводить опыт самопознания, возобновлять присутствие того, кто возвращается в мир, когда мы отсутствуем в нем”.

Не знание и даже не творчество, но просто способность “сполна прожить свой жизненный срок” составляли цель даосского подвижничества. С непосредственностью, достойной великой традиции, даосизм утверждал, что мудрый ничего не знает и ничего не умеет, а только питает себя, усваивая всем телом вселенскую гармонию жизни.

Реальность для даоса - это Хаос как бесчисленное множество порядков, бесконечное богатство разнообразия. Даосский мудрец подражает пустоте и хаосу и потому “в себе не имеет, где пребывать”. Он не совершает самочинных действий, но лишь безупречно следует всякому самопроизвольному движению. Его сознание - “зеркало, которое вмещает в себя все образы, но не удерживает их”.

Еще не родившийся ребенок уже имеет полное знание о жизни. Он понимает прежде, чем научится понимать. Даосская традиция требует признать, что всякое непонимание есть в действительности недопонимание.

Источник: http://kitaia.ru/religioznofilosofskie-ucheniya/osnovateli-daosizma

основатель даосизма лао цзы

Нет ничего более мягкого и гибкого, чем вода, но попробуйте оказать ей сопротивление.

Нет ничего более сильного и созидательного, чем пустота, которую люди стремятся заполнить.

Природа никогда не спешит, но всегда успевает.

Нравственный человек не красноречив, а красноречивый – лжец.

Воздержание – это первая ступень добродетели, которая и есть начало нравственного совершенства.

Мудрец избегает всякой крайности.

Знающий человек ничего не доказывает, а доказывающий – ничего не знает.

Никогда не осуждайте человека, пока не пройдете долгий путь в его ботинках.

Лао-Цзы. «Дао Дэ Цзин»

Знаменитая, овеянная легендами личность, основоположник даосизма, философ-мистик, автор классического даосского трактата «Дао Дэ Цзин», Лао-Цзы родился и жил в царстве Чу на юге Китая. Жизнеописание этого мудреца может занять огромные тома или уложиться в несколько строк в зависимости от того, примем ли мы за правду народный миф о Лао-Цзы или ограничимся сухими и отрывочными данными, с большими трудностями добытыми синологами, в основном не слишком достоверными.

Некоторые считают, что Лао-Цзы родился в 604 г. до н. э. и, следовательно, он являлся современником Пифагора. Согласно народной легенде он пробыл в чреве матери 81 год и вышел «из ее бедра» уже умудренным стариком, но не стал молодеть как киношный Бенджамин Баттон, а, напротив, стал стареть еще больше, прожив, таким образом, 150 или даже 200 лет. Из этого предания исходит и его имя Лао-Цзы, которое на древнем китайском наречии означает «Старый учитель» или «Вечный ребенок».

В свое время он встретился с Конфуцием, который тогда был совсем еще молодым человеком, а поэтому поучения мудрого Лао-Цзы произвели на него неизгладимое впечатление. Много позднее Конфуций рассказывал своим ученикам о Лао-Цзы, сравнивая его с драконом, а это в древнем Китае считалось самой высокой характеристикой… Известно, однако, что он не стремился активно воздействовать на своих современников и не основывал ни какой школы.

Большую часть своей внеутробной жизни Лао-Цзы служил хранителем царской библиотеки, откуда он набрался еще больших знаний, а уж совсем в преклонном возрасте верхом на буйволе отправился из страны на запад. Причиной этому, как говорится в преданиях, послужило разочарование престарелого философа в политике государства и внутренние раздоры. При пересечении рубежей он, якобы, остановился в уединенной пещере и написал трактат «Дао Дэ Цзин» по просьбе начальника пограничной стражи.

Согласно легендам Лао-Цзы потом продолжил свой путь, попав в Индию, где его пламенные проповеди привели к возникновению буддизма. Некоторые последователи даосизма пошли в рассуждениях еще дальше, заявив, что именно Лао-Цзы является отцом Гаутамы Будды. Другие же ученые становят под сомнение сам факт существования Лао-Цзы на том основании, что в дошедших до наших дней источниках нет достоверных сведений об этом великом старце. Есть даже мнение, что Лао-Цзы и Конфуций – это одно лицо, но это все легенды. Единственный более-менее достоверный факт, что после написания им своего знаменитого трактата Лао-Цзы пересек границы своей родины и ушел неизвестно куда и неизвестно где умер…

Главной идеей учения Лао-Цзы – это наличие в природе двух начал – Дао и Дэ. Слово «Дао», в буквальном переводе означающее «путь», в этой философской системе имеет более широкое значение, до конца невыразимое словами – это сама суть бытия во вселенной.

Недоступное органам чувств, постоянное и всеобъемлющее, безымянное и бесформенное, Дао даёт начало, имя и форму всему на свете. В свою очередь Дэ – это некая универсальная направляющая, всеобъемлющий принцип, с помощью которого Дао вообще может существовать. Другими словами, Дао – это все вещи во всем многообразии, тогда как Дэ – глубинный закон, позволяющий этим вещам существовать. Дэ – это также способ правильного накопления и распределения космической энергии, ци.

Способ поведения, соответствующий Дао – это недеяние (увэй), означающее податливость, уступчивость, отказ от желаний, борьбы и любых активных действий. Для власть придержащих это означает отказ от излишеств, пышности, насилия и войн, невмешательство в личную жизнь других людей. Другими словами, недеяние – это возврат к примитивному существованию, имеющемуся в начале всех времен, отказ от прогресса.

Власть правителя Лао-Цзы ценил очень высоко, но понимал ее, отнюдь, не как подавление или насилие над народом. В его представлении царь – это мудрый и созерцательный патриарх, который помогает подвластному ему народу только советами. К существующей жестокой власти в Китае Лао-Цзы относился с отвращением. Именно это и побудило его эмигрировать из страны.

В своем трактате «Дао Дэ Цзин» Лао-Цзы писал, что человеку не нужно стремиться к чрезмерным познаниям, бесконечной эрудиции, а, напротив, нужно вернуться к состоянию «необработанного дерева» или «младенца». Другими словами Лао-Цзы понимал жизнь не как борьбу противоположностей, а их примирение посредством недеяния.

Мудрые люди, следуя Дао, прибегают к недеянию, достигая единства с природой и совершенства. Но, поскольку достичь полного избавления от наличия в физической жизни противоборствующих тенденций не удается – Лао-Цзы призывает к овладению ситуацией за счет наименьшего приложения сил, а также за счет использования внешней агрессии в свою пользу, что нашло свое отражение в китайской системе боевых искусств – ушу. Нравственный идеал даосизма – это аскет или монах, который с помощью медитации, дыхательных и гимнастических упражнений добивается высокой духовности, позволяющей ему преодолеть все телесные желания и войти в соединение с божественным Дао.

Созерцательное, неактивное отношение даосов к окружающей действительности роднит это учение с учением Будды – ведь не случайно некоторые считают не его, а Лао-Цзы основателем буддизма.

Источник: http://velib.com/read_book/vjatkin_arkadijj_dmitrievich/50_velikikh_knig_o_puti_k_istine/6_lao_czy__osnovatel_daosizma/



Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением

Поиск по сайту

Страны

Наиболее читаемые

Жан гужон фонтан нимф. Легенды Парижа: Фонтан Невинных «Фонтан невинных» является одним из самых древних монументов Парижа и неотъемлемой частью исторического облика французской столицы. Его старинный

Эден резорт энд спа Шри-Ланка. $('.more-cities').bind('click', function(){ $('.more-cities').addClass('hidden'); $('.more-cities-block').removeClass('hidden'); }); function bhead_js_001(change_city_url) { $(function() { var $selectCityLink = $('#select-city-link'); $selectCityContainer = $('#select-city-div'); $selectCityLink.click(function(_ev) { _stop(_ev); $selectCityContainer.addClass('active'); }); $('#deselect-city-link').click(function(_ev) { _stop(_ev); $selectCityContainer.removeClass('active'); }); var refreshContactsCity = function(cityId) { var pattern =

Royalton riviera cancun отзывы. Мне раньше как-то не довелось отдыхать в Латинской Америке. Чтобы восполнить этот пробел, мы с мужем выбрали

Популярные

Эден резорт энд спа Шри-Ланка. (62)

Традиции новый год Бразилии. Как отмечают. Празднуют. (18)

Закрытым государством Китай стал. Закрытие Китая 1757 году причины последствия. Чем было вызвано японии. (13)

Мурена чем опасна для человека. Мурены опасны. Это рыба или змея. Ядовитая нет. Египте фото. Википедия. Красном море. (12)

Цитаты на греческом переводом. Фразы. Красивые. Языке. Стихи. (11)

Счеты абакус как пользоваться. Считать на Китайских счетах суаньпань. Абакусе. (10)

Интересно

Кратко история древней Греции.

Страна открыта для иностранцев, желающих приобрести недвижимость в Греции. Любой иностранец имеет на это право. Только в приграничных районах не гражданам ЕС необходимо получить разрешение

Фото орхидеи в тайланде.

Одним из самых известных ландшафтных парков Тайланда является парк Нонг Нуч. Второе его название парк орхидей.

Как выглядит фрукт дуриан.

Дуриан. Тайское название: too-ree-an или «ту-риан». Дуриан - король фруктов в Тайланде и всей ЮВА, самый загадочный и обсуждаемый плод, попробовать который хоть