К основным критериям социальной стратификации не относится. Что такое маргинализация общества. Правовой принцип авторитарного режима.

Многие эксперты в сфере международных отношений и политологии ожидали, что руководство Партии справедливости и развития (ПСР) в конечном счете приведет страну к большему либерализму и демократии. Для многих либеральных интеллектуалов это ожидание уже превратилось в разочарование, если не в кошмар.

Профессор Ихсан Дагы, известный эксперт по международным отношениям Ближневосточного технического университета (ODTÜ) – один из таких интеллектуалов. В своей недавней книге «Что пошло не так в Турции?» он широко исследует аспекты динамики этого деструктивного процесса, затронувшего Турцию.

Дагы утверждает, что пост-кемалистское государство превратилось в разочарование, потому что не развилось в демократическое. По его мнению, ПСР, как и её кемалистские предшественники, пыталась построить новое общество, используя государственный аппарат и стремясь подчинить людей и гражданское общество государству, а также пользуясь государственной властью, чтобы расправляться со своими оппонентами. Он считает, что наследие кемалистов было передано ПСР.

Дагы утверждает, что новый режим, установившийся в Турции, – зеркальное отображение старого, в котором вся власть монополизирована одним человеком – в данном случае президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом – без какого-либо стороннего контроля или противовесов.

Наш корреспондент Эрдоган Ватандаш обсудил с профессором Дагы его новую книгу и последние события в стране.

- Название вашей новой книги «Что пошло не так в Турции?». Пожалуйста, расскажите нам, что же на самом деле пошло в Турции не так.

Турция и ее правящая партия имели историческую возможность доказать, что демократия и Ислам могут существовать вместе, что исламская страна может быть демократической, свободной и процветающей. Однако ПСР, с ее исламистскими корнями, не смогла устоять перед искушением властью. В первые годы лидеры правящей партии выступали за демократию, права человека, членство в ЕС и т. д., но как только они получили контроль над государством и ликвидировали своих противников, у них не осталось сдерживающих факторов и противовесов и они перешли к произволу. Такому невиданному произволу, что правящая партия провела чистку судебной системы, устранила разделение властей, нарушила основные права человека и разграбила государственные средства. Для покрытия всех этих проступков и удержания своих консервативных избирателей они в настоящее время используют ссылки на Ислам в своем публичном дискурсе. Они пришли к власти с обещаниями демократии, но сами не смогли остаться демократичными.

- Но некоторые считают, что Эрдоган по сути не изменился, что он всегда был авторитарным лидером. Вы согласны?

В первые годы Эрдоган и его партия не могли позволить себе быть авторитарными. Они нуждались в поддержке либеральных и демократических кругов в стране и за рубежом, чтобы противостоять своим оппонентам из числа кемалистской элиты, рассматривающим ПСР как аномалию. Таким образом, они проводили политику строительства широких демократических коалиций с целью уравновесить давление на военных и судебные органы. И им это удалось. В этот период они провели реформы в соответствии с требованиями членства в ЕС. Теперь выясняется, что все они были не из демократических убеждений, а, скорее, во имя выживания.

Помните, что даже после двух побед на выборах в 2002 и 2007 году, ПСР столкнулась с «Эргенеконом» в 2008 году. В таких условиях слабости и уязвимости Эрдоган не мог быть авторитарным, даже если бы захотел. Это стало возможным только после того, как он получил абсолютную власть, аккумулировать которую он начал с конституционного референдума в 2010 году. После того как Эрдоган заставил замолчать военных, представив генералов, проходящих по делу «Эргенекон» перед судом, получил контроль над высшей судебной властью и полностью установил свои пропагандистские машины в средствах массовой информации, он осмелился показать свое авторитарной лицо.

В конце концов, движение, которое, как ожидалось, сможет доказать, что Ислам и демократия совместимы, доказало, что исламисты, придя к власти, никогда не оставят ее мирным путем.

- Как Вы думаете, была ли политика США в поддержку развития демократии на Ближнем Востоке ошибкой? Считаете ли Вы, что Турция пострадала от этой политики? Думаете, эта политика провалилась?

Естественно, международные обстоятельства могут способствовать демократизации. Но идеи свободы и демократии должны быть доморощенные. В противном случае они не укоренятся на Ближнем Востоке или в Турции. Глобальная солидарность демократов, политика поощрения демократии и укрепления гражданского общества и диссоциации от авторитарных правителей поможет демократизации у себя дома. Но, в конечном счете, демократия требует демократов на месте. В Египте и Турции мы узнали, что исламисты не демократы, и очень вероятно, что никогда ими не станут. Они могут прибегать к демократическим ценностям для успеха в предвыборной политике, но как только они оказываются у власти, они перестают уважать права других и, как правило, прибегают к любым средствам, чтобы увековечить свою власть. С их жаждой править и с их самодовольством они оправдывают все, чтобы удержаться у власти.

- Считаете ли Вы, что турецкая демократия может выжить?

От «турецкой демократии» ничего не осталось. Некоторое время назад у нас установился авторитарный режим, который не уважает основные права и свободы граждан. Диссидентов подавляют, СМИ захвачено правительством, журналистов сажают в тюрьму, и не только свобода слова, но и право на жизнь и собственность не защищены. Режим, который систематически криминализирует своих оппонентов, не может считаться демократией. Даже по самым низким стандартам, в Турции не демократический режим. Можно ли его спасти? Может быть. Если консервативное большинство в Турции осознает, что отсутствие демократии небезопасно и в конечном счете повредит экономике, то есть надежда. В противном случае, они будут видеть демократию как некое требование маргинальных интеллектуалов и довольствоваться исламски-окрашенным режимом.

- Как вы объясните, что почти 40 процентов избирателей по-прежнему поддерживают Эрдогана?

Нормальные демократические политические партии представляют интересы людей – противоречивые и конкурирующие интересы. Но в Турции партии представляют идентичность людей. Люди могут изменить партию, за которую голосуют, но не могут так быстро изменить свою идентичность. Идентичность является очень твердой, прочной и незыблемой. Турция заключена в тюрьму политики идентичности. Так что люди придерживаются своих партий в качестве флагмана своей идентичности. Это особенно верно для религиозных консервативных избирателей правящей партии. Кроме того, для них политика идентичности кажется весьма полезной. При правительстве ПСР консерваторам лучше всех. Они новый привилегированный слой общества. Это консерваторы получают государственные посты и предложения, социальные льготы и статус. ПСР обеспечивает консерваторам их идентичность и преимущества, а взамен требует их голоса.

- Как Вы думаете, может ли в Турции случиться гражданская война?

Это безумие – говорить о гражданской войне в Турции. У нас нет ни малейшего понятия о том, что такое гражданская война. Многие люди с легкостью говорят о подобном ужасающем сценарии. Это бедствие, о котором мы не должны даже думать. Но политическая напряженность, социальное расслоение и фрустрация – не лучшие новости. Народ в Турции все активнее теряет желание жить вместе. Идентичность осуществляет расовую интеграцию, но быстро разрушает Турцию. Секуляристы, консерваторы, курды, алевиты – все живут своей отдельной жизнью. Если Турция не выберется из своего гетто идентичности, то это будет кладбище идентичностей. Кроме того, политики не решают фундаментальные проблемы страны и не предоставляют нормального пути для изменений. Из этого тупика и напряженности могут вспыхнуть еще более серьезный социальные и политические кризисы.

- Считаете ли Вы, что курдская проблема в Турции может быть решена? Если ли у Вас какая-то надежда?

Турция была очень близка к разрешению курдского вопроса. Диалог с лидером Рабочей партии Курдистана (РПК) Абдуллой Оджаланом и РПК был правильным поступком. Но правительство не сделало того, что должно было сделать. Не сделала и РПК. Обе стороны инструментализировали переговоры, вместо того чтобы участвовать в реальном процессе примирения. ПСР хотела, чтобы РПК не проявляла активности, а также остановить превращение курдов в тотальную оппозицию. Для РПК, набирающей легитимность в Турции и за рубежом, приоритетом было сохранить свои завоевания в Сирийском Курдистане. Эти различные приоритеты не могли быть согласованы. Кроме того, Демократическая партия народов (ДПН), проявившая себя на июньских выборах в качестве мощного политического игрока, встревожила и РПК, и ПСР. Ни РПК, ни ПСР не знали, как справиться с новой силой, законностью и языком ДПН. Решение курдского вопроса придет со стороны уполномоченного органа ДПН.

- Как Вы думаете, военные сейчас полностью отстранены от политики?

Для самих военных лучше держаться подальше от политических вопросов. Их участие только усложнит сложившуюся ситуацию. Единственный способ преодолеть нынешнюю авторитарную волну гражданскими и законными средствами – это установить либеральную демократию.

- Каким вы видите будущее движения «Хизмет»?

Движение «Хизмет» не стоит рассматривать как политическую организацию. И оно не функционирует как единое целое. Если оно останется в сфере гражданского общества, без каких-либо притязаний на управление страной, движение «Хизмет» будет существовать в соответствии с декларируемыми принципами. В Турции мы знаем, что государство способно и зачастую готово нанести вред отдельным лицам и группам. В прошлом идеологические, этнические или религиозные группы уже подвергались различной репрессивной политике. В свою очередь, эти группы, получив свою порцию власти, пытались нейтрализовать государственный аппарат, стремясь к безопасности. Движение «Хизмет» не застраховано от этого инстинкта самосохранения. Но это непосильная ноша для общественного движения. Государство является проклятием для общественного движения. Получение куска власти отравит любое общественное движение и затянет его в политическую сферу. Пока движение «Хизмет» не избавится от бремени идеи получить кусок государства, оно не может функционировать должным образом в социальной сфере и не сможет нормализовать свое восприятие в Турции.

Биографическая справка

Профессор Ихсан Дагы – член отдела международных отношений Ближневосточного технического университета (ODTÜ). Его работы сфокусированы на таких вопросах, как права человека, права человека и мировая политика, права человека и отношения между Турцией и ЕС, демократизация в Турции, Ислам и политика на Ближнем Востоке, Ислам и политика в Турции.

Источник: http://mk-turkey.ru/blog/ihsan-dagi//12/20/nichego-dagi-turkish-democracy.html.

  • к основным критериям социальной стратификации не относится
  • что такое маргинализация общества
  • правовой принцип авторитарного режима

к основным критериям социальной стратификации не относится

Критерии стратификации

Социальная структура общества есть часть социальной системы, которая выступает как совокупность наиболее устойчивых элементов и их связей, обеспечивающих функционирование и воспроизводство системы. Она выражает объективное деление общества на общности, классы, слои, группы. указывая на различное положение людей по отношению друг к другу. Социальная структура образует каркас социальной системы и определяет во многом стабильность общества и его качественную характеристику как социального организма.

Понятие стратификации (от лат. stratum- слой, пласт) обозначает расслоение общества, различия в социальном положении его членов. Социальная стратификация— это система социального неравенства, состоящая из иерархически расположенных социальных слоев (страт). Все люди, входящие в конкретную страту, занимают примерно одинаковое положение и обладают общими статусными признаками.

Критерии стратификации

Различные социологи по-разному объясняют причины социального неравенства, а следовательно, и социальной стратификации. Так, согласно марксистской школе социологии. в основе неравенства лежат отношения собственности, характер, степень и форма владения средствами производства. По мнению функционалистов (К. Дэвис, У. Мур), распределение индивидов по социальным стратам зависит от важности их профессиональной деятельности и вклада. который они вносят своим трудом в достижение целей общества. Сторонники теории обмена (Дж. Хоманс) считают, что неравенство в обществе возникает по причине неэквивалентного обмена результатами человеческой деятельности.

Ряд классиков социологии более широко рассматривали проблему стратификации. Например, М. Вебер, кроме экономического (отношение к собственности и уровень доходов ), предложил в дополнение такие критерии, как социальный престиж (унаследованный и приобретенный статус) и принадлежность к определенным политическим кругам, отсюда - власть, авторитет и влияние.

Один из создателей теории стратификации П. Сорокин выделил три вида стратификационных структур:

  • экономическую (по критериям дохода и богатства);
  • политическую (по критериям влияния и власти);
  • профессиональную (по критериям мастерства, профессиональных навыков, успешного исполнения социальных ролей).

Основоположник структурного функционализма Т. Парсонс предложил три группы дифференцирующих признаков:

  • качественные характеристики людей, которыми они обладают от рождения (этническая принадлежность, родственные связи, половозрастные особенности, личные качества и способности);
  • ролевые характеристики, определяемые набором ролей, выполняемых индивидом в обществе (образование, должность, различные виды профессионально-трудовой деятельности);
  • характеристики, обусловленные владением материальными и духовными ценностями (богатство, собственность, привилегии, возможность влиять и управлять другими людьми и т.д.).

В современной социологии принято выделять следующие основные критерии социальной стратификации:

  • доход - количество денежных поступлений за определенный период (месяц, год);
  • богатство - накопленные доходы, т.е. количество наличных или овеществленных денег (во втором случае они выступают в виде движимого или недвижимого имущества);
  • власть - способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать решающее влияние на деятельность других людей с помощью различных средств (авторитета, права, насилия и др.). Власть измеряется количеством людей, на которых она распространяется;
  • образование - совокупность знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения. Уровень образования измеряется числом лет обучения;
  • престиж — общественная оценка привлекательности, значимости той или иной профессии, должности, определенного рода занятий.

Несмотря на многообразие различных моделей социальной стратификации, существующих в настоящее время в социологии, большинство ученых выделяют три основных класса: высший, средний и низший. При этом доля высшего класса в индустриально развитых обществах составляет примерно 5-7%; среднего — 60-80% и низшего — 13-35%.

В ряде случаев социологи проводят определенное деление внутри каждого класса. Так, американский социолог У.Л. Уорнер (1898-1970) в своем известном исследовании «Янки-Сити» выделил шесть классов:

  • высший-высший класс (представители влиятельных и богатых династий, обладающих значительными ресурсами власти, богатства и престижа);
  • низший-высший класс («новые богатые» — банкиры, политики, не имеющие знатного происхождения и не успевшие создать мощные ролевые кланы);
  • высший-средний класс (преуспевающие бизнесмены, адвокаты, предприниматели, ученые, менеджеры, врачи, инженеры, журналисты, деятели культуры и искусства);
  • низший-средний класс (наемные работники — инженеры, клерки, секретари, служащие и другие категории, которых принято называть «белыми воротничками»);
  • высший-низший класс (рабочие, занятые преимущественно физическим трудом);
  • низший-низший класс (нищие, безработные, бездомные, иностранные рабочие, деклассированные элементы).

Существуют и другие схемы социальной стратификации. Но все они сводятся к следующему: неосновные классы возникают за счет добавления страт и слоев, находящихся внутри одного из основных классов — богатых, зажиточных и бедных.

Таким образом, в основе социальной стратификации лежит естественное и социальное неравенство между людьми, которое проявляется в их социальной жизни и имеет иерархический характер. Оно устойчиво поддерживается и регулируется различными социальными институтами, постоянно воспроизводится и модифицируется, что является важным условием функционирования и развития любого общества.

  • Социология Источник: http://www.grandars.ru/college/sociologiya/kriterii-stratifikacii.html
  • что такое маргинализация общества

    Понятия "маргинальность", "маргиналы" пришли из социологии и политологии. Они были введены в науку американским социологом Р. Парком в 1928 г. и использовались сначала для обозначения вполне конкретной этнокультурной ситуации при характеристике "личности на рубеже культур"[1].

    Маргинальность в ее типичной форме – это утрата объективной принадлежности к тому или иному классу, сословию, группе без последующего вхождения в другую подобную общность. Главным признаком маргинальности служит разрыв связей (социальных, культурных, поселенческих) с прежней средой. Постепенно значение термина "маргинальность" стало расширяться и ныне оно служит для обозначения пограничности, периферийности или промежуточности по отношению к любым социальным общностям. Классический тип маргинала – вчерашний крестьянин в городе – уже не крестьянин и еще не рабочий. При классическом (позитивном) варианте маргинальность постепенно преодолевается путем включения маргиналов в новую среду и приобретения новых черт. Другой вариант маргинализации (негативный) состоит в том, что состояние переходности и периферийности консервируется и сохраняется надолго, а маргиналы несут в себе черты деклассированного, люмпенского, паразитического поведения. Такого рода маргинальность объявлялась результатом вертикальной мобильности с отрицательным знаком, т.е. последствием перемещений сверху вниз, нисходящей мобильности. Следует также учитывать, что в социологии разработано понятие типов общества: открытые, закрытые и переходного типа. Считается, что в открытых обществах мобильность высокая, и в них преобладает прогрессивное, восходящее движение, а маргинальность носит преходящий, временный характер. В обществах закрытого типа мобильность низка. Наиболее же высоки степень и масштабы мобильности, а, следовательно, и маргинальности, в обществах переходного типа – от закрытого к открытому. В таких обществах на многие годы маргинальность становится одной из базовых характеристик перемещений внутри общества.

    Применительно к целям и задачам исторического анализа необходимо учитывать следующие моменты. Во всяком обществе, в том числе и российском, накануне и после революции в силу объективных и субъективных причин существовали и воспроизводились маргинальные группы. Маргинальность может быть естественной и искусственно создаваемой и поддерживаемой. О естественной маргинальности следует говорить применительно к процессам экономического, социального или культурного характера, в силу которых во всяком обществе имеется свое "дно" в виде разорившихся и опустившихся элементов и групп, а также антисоциальных элементов – тех, кого отвергает само общество. Иначе говоря, во всяком обществе, открытом или закрытом, стабильном или переходном имеются периферийные группы с относительно схожими источниками формирования, обликом и психологией. Различным может быть только удельный вес этих групп.

    Другое дело, если в обществе процесс переструктурирования затягивается, а маргинальность становится чрезмерно массовым и долговременным социальным явлением. В этом случае маргиналы приобретают черты социальной устойчивости, "зависают" на изломах социальных структур. Это происходит, как правило, в результате сознательно проводимой властью политики искусственной маргинализации, то есть перевода в периферийное, дискриминационное или ограничительное положение сотен тысяч и даже миллионов людей. Например, еще в дореволюционном обществе проводилась осознанная политика маргинализации в отношении политических противников режима (революционеров), а также тех, кто подвергался дискриминациям и ограничениям по национальным или религиозным признакам. Однако в послереволюционном обществе искусственная маргинализация коснулась целых категорий и групп населения. Шло разделение общества на противников и сторонников режима. Возникали и искусственно поддерживались режимом такие группы, которые ранее не существовали. Так, спецпереселенцы не имели аналогов в дореволюционном обществе, а просуществовали в сталинском с 1930 по 1955 гг. то есть четверть века. Никогда ранее не было такой труппы, как тылоополченцы – дети "лишенцев", достигшие призывного возраста и призываемые не в регулярные части Красной Армии, а в тыловое ополчение – аналог будущего стройбата. Группа существовала с 1930 по 1937 год. Таким образом, искусственная маргинализация приобрела в сталинском обществе колоссальные, катастрофические размеры и стала органическим сопутствующим элементом репрессий и одним из способов решения политических и даже экономических проблем (создание системы принудительного труда).

    К сожалению, тема "Маргинальность и маргинальные группы" применительно к российской истории ХХ века недостаточно разработана.

    Рекомендуем к прочтению:

    Брак
    Современная семья строится в основном на брачных отношениях. Под браком понимается исторически обусловленная форма отношений между мужчиной и женщиной, через которую общество упорядочивает их отношения, как в правовом, так и в морально-эт.

    Сбор первичных данных
    о населении и демографических процессах. Источником фактических данных для демографии служат результаты переписей населения и обобщенные данные текущей регистрации рождений, смертей, браков и разводов, а также материалы микропереписей и в.

    Упраленческо-преобразовательные функции
    Здесь мы подходим к следующей группе функций связанных с участием социолога в управленческо-преобразовательных процессах. Суть управленческой функции заключается в том, что выводы, рекомендации, предложения социолога, его оценки состояни.

    Источник: http://www.sociologysoul.ru/tpts-811-1.html

    правовой принцип авторитарного режима

    7. ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ (В.Л. Кулапов)

    Государственно-правовой режим выражает особенности функционирования государственного механизма. При выполнении своего функционального назначения органы государства взаимодействуют друг с другом и населением, используя определенные наборы средств

    и способов управленческого воздействия.

    Это настолько важная для всей политической жизни общества динамичная категория, что некоторые юристы и политологи склонны отождествлять ее с формой государства вообще.

    Государственный режим отражает уровень и формы развития демократии, политический климат в стране в определенный период. Это связано с тем, что государство занимает центральное место в любой политической системе. Недаром политические партии своей главной целью ставят борьбу за обладание государственной властью.

    Олицетворяя особую публичную власть, государство представляет общество и обеспечивает его политическую и экономическую общность. Оно выполняет основной объем управленческой деятельности, используя для регламентации наиболее значимых отношений правовые формы. Реализация управленческих решений проводится с помощью особого (в том числе карательного) государственного механизма. Принятием правовых актов государство может разрешать, стимулировать либо запрещать, ограничивать деятельность политических партий,

    организаций и движений.

    В зависимости от характера используемых государственной властью средств и способов управленческого воздействия различают авторитарные и демократические государственно-правовые режимы.

    Авторитарный режим отличается тем, что:

    I– народ при таких режимах фактически отстраняется от формирования государственной власти и контроля за ее деятельностью;

    – вся полнота власти концентрируется в руках правящей элиты, не учитывающей коренных интересов населения;

    I – устраняется оппозиция (иногда формально разрешается деятельность близких по духу, родственных политических партий и проф-

    I – решения центральной власти реализуются при широкомасштабном использовании насилия, при опоре на военно-полицейский аппарат. Устанавливается полное преимущество государства над правом;

    – личность лишена гарантий безопасности, человек не может реально пользоваться общедемократическими свободами, даже если они формально провозглашены. Устанавливается полный приоритет интересов государства над гражданином.

    С глубокой древности известны деспотические и тиранические разновидности авторитарного режима. Они основаны на произволе и жестокости правителей. Их отличие выражается лишь в различных способах овладения и приемах осуществления власти. Если деспот приходит к власти законными способами, то тиран – с помощью захвата, государственного переворота. Если жестокость деспота обрушивается прежде всего на ближайшее окружение, высших должностных лиц, то при тирании – на все население.

    При конституционно-авторитарном режиме ограничения демократии получают законодательное закрепление в конституции, которая лишь формально провозглашает даже весьма ограниченные права и свободы граждан. При этом запрещается или существенно ограничивается деятельность оппозиционных партий. Нарушается принцип разделения властей. Парламент становится придатком исполнительной власти, и его значительная часть не избирается, а назначается.

    При тоталитарном режиме господствует одна официальная идеология, которая формируется правящей партией, возглавляемой вождем;

    – правящая партия сращивается с государственным аппаратом. Абсолютная концентрация власти, объединяющей (при отсутствии неза" висимого правосудия) и законодательную, и исполнительную власти в одном органе;

    – крайний централизм в управлении, устанавливающий контроль над всеми сферами общественной и частной жизни граждан;

    – бюрократизация исполнительной власти, террор по отношению к населению;

    – милитаризация экономики и люмпенизация населения, организуется общественно-политическое движение в поддержку правящего режима.

    Специфику тоталитарного режима определяет лежащая в его основе тоталитарная идея. Именно она отличает одну форму тоталитаризма от другой.

    Особо следует сказать о переходных и чрезвычайных государственно-правовых режимах, которые, как правило, носят временный характер.

    Переходные режимы формируются в результате победы радикальных оппозиционных сил, могут существовать десятилетиями и отличаются либо демократической, либо авторитарной направленностью. Среди них своей спецификой выделяются военные режимы, устанавливаемые в результате военных переворотов. При этих режимах вся власть в центре и на местах принадлежит военным и назначаемым ими чиновникам.

    Чрезвычайные государственно-правовые режимы устанавливаются при попытках государственных переворотов, массовых беспорядках, стихийных бедствиях, экологических и иных катастрофах, угрожающих жизни и безопасности граждан, нормальному функционированию государственных институтов (п. 4 Закона РФ «О чрезвычайном положении»). Они могут распространяться как на всю территорию государства, так и на его отдельные регионы.

    Введение режима чрезвычайного положения связано с запрещением митингов, шествий, демонстраций, ограничением свободы печати и других средств массовой информации, приостановлением деятельности некоторых политических партий, передвижения транспортных средств, установлением комендантского часа и т.д.

    Решение о введении особого режима принимается высшими представительными органами государственной власти либо высшими должностными лицами с немедленным уведомлением представительных органов. Максимальная продолжительность чрезвычайного положения устанавливается законом и при необходимости может быть продлена лишь по решению компетентных органов государства.

    Демократические режимы отличаются от рассмотренных выше тем, что в условиях этих режимов народ, будучи источником власти, прямо и непосредственно формирует высокопрофессиональные представительные органы власти, активно участвует в управлении обществом, контролирует деятельность исполнительного аппарата;

    – управление общественными делами осуществляется на основе

    принципа разделения властей;

    – устанавливаются демократические методы властвования (ограничиваются различного рода императивные запреты, расширяется практика использования рекомендаций, поощрений и других стимулирующих норм), примат права над государством.

    Государство не только провозглашает, но и фактически обеспечивает, гарантирует общедемократические права и свободы, равный статус различных форм собственности, гибкую социальную политику (помощь детям, престарелым, инвалидам и т.д.), защиту личности от всех

    проявлений беззакония и т.д.

    Как разновидности демократического режима можно выделить президентский и парламентский, либерально-демократический и гуманистический режимы.

    В последнее время в политологической литературе акцентируется внимание на таком условии демократического режима, как экономически самостоятельная, свободная личность. Однако для установления режима подлинной демократии этого явно недостаточно. Эффективность участия граждан в управлении государственными делами пред-

    полагает высокий образовательный и культурный уровень населения сформировавшееся критическое мышление, самодисциплину, устояв*1 шиеся моральные начала и т.п. Обнищавший, необразованный, разобщенный народ может погубить любое народовластие. Поэтому перед Россией стоит задача не только и не столько улучшения материального благосостояния, сколько обучения и повышения уровня культуры и ответственности граждан, без которых не будет и экономического процветания.

    Следует иметь в виду, что существует определенная взаимозависимость между различными элементами формы государства. Так, абсолютная монархия закономерно сочетается с авторитарными режимами. Республиканская же форма правления тяготеет к демократическому режиму. В свою очередь, унитарное государство с его жесткой централизацией может быть основой тоталитарного режима, а федеративное, основанное на добровольном объединении, больше приспособлено к демократии.

    Однако жесткой зависимости здесь все же нет. Можно говорить лишь об определенных тенденциях. Ведь те же федеративные, территориально большие государства вынуждены создавать обширный бюрократический аппарат управления, усиливать центральную власть как гаранта от возможного сепаратизма и распада, что обусловливает антидемократические начала управления. Кроме того, на соотношение элементов формы государства влияют национальные традиции, тип мышления (сравните, европейский – общинный и азиатский – единовластный), своеобразие культуры, религиозные приверженности населения и тому подобные объективные и субъективные обстоятельства.

    Предмет истории государства и права России

    Источник: http://www.bibliotekar.ru/teoria-gosudarstva-i-prava-1/18.htm



    Комментариев пока нет!

    Поделитесь своим мнением

    Поиск по сайту

    Страны

    Наиболее читаемые

    Поселок чамьюва Турция фото. Кемер отели 4 звезды. Чамьюва (?amyuva) — посёлок на юго-западе Турции, на побережье Средиземного моря, в окружении горы Тавр. Находится в

    Рождество Греции празднуют. Страна открыта для иностранцев, желающих приобрести недвижимость в Греции. Любой иностранец имеет на это право. Только в приграничных районах не гражданам

    Школа барселоны в москве. Если Ваш ребенок увлекается футболом и мечтает о тренировках в лучших клубах, то лучшим подарком для него

    Популярные

    Эден резорт энд спа Шри-Ланка. (10)

    Coraspin 100 mg инструкция на русском. (7)

    Будда по дням недели значение. Тайский гороскоп. Дни рождения. (5)

    Piyeloseptyl инструкция на русском. (4)

    Цитаты на греческом переводом. Фразы. Красивые. Языке. Стихи. (4)

    Как перевести деньги из россии Испанию. Отправить. Перевод денег Испании россию. (4)

    Интересно

    Фото девушек на пляже Испании. Какие они Испанские женщины. Самые красивые девушки. Испанки. Испанок жизни. Актрисы.

    Испания - одна из самых крупных европейских стран, которая гордо располагается, а вернее, почти полностью занимает собой Пиренейский полуостров и официально

    Династия юань в Китае. Первая монгольская Китая.

    Предание рассказывает, что как-то раз великий Чингисхан, пытаясь захватить одну из непокорных крепостей империи Ся, обещал пощадить город, если жители передадут ему

    Курорты Мексики на тихом океане. Тихого океана список.

    Курорты МексикиМексика является прекрасным местом отдыха на берегах Мексиканского залива, Тихого океана и Атлантики. К самым любимым местам