Как ездили в каретах зимой.

Ехать, а не идти!

По старинным понятиям русских, ходить пешком для важного человека считалось предосудительным и неприличным, и, хотя бы нужно было сделать несколько шагов от двора по улице, боярин... почитал необходимым для поддержания своего достоинства ехать, а не идти, - писал историк Николай Костомаров.

В ХVII веке на Руси появились кареты. В 1681 году было указано, что бояре могут ездить в карете на двух лошадях, в праздники - на четырех, а во время свадеб - даже на шести. Все прочие обязаны были ездить в летнюю пору верхом, а зимой в санях на одной лошади.

Жены бояр и дворян круглый год ездили в закрытых экипажах: летом в колымагах, зимой - в каптанах. Колымаги обивались изнутри красным сукном или бархатом и плотно закрывались занавесками. У некоторых знатных особ такие экипажи были очень богаты: снаружи обложены золотом, внутри обиты соболями; их колеса были окованы серебром.

Колымагу везла обычно одна лошадь; но случалось, что знатные дамы ездили и на нескольких, припрягая их гуськом. Когда выезжала царица, ее экипаж везли 12 лошадей белой масти; с нею сидели боярыни; ее провожали прислужницы, сидя верхом на лошадях.

Скромность и роскошь

Экипаж императора Петра I был очень скромен: черный, с четырьмя слюдяными оконцами. Изнутри он был обит простым солдатским сукном; сзади помещался сундук для царской одежды. В этом дорожном возке Петр ездил зимой. Сработали его рядовые Архангельского полка.

Зато парадные кареты Екатерины II и Павла поражали роскошью. Снаружи их покрывала позолота, украшала роспись. Повсюду внутри был бархат с шитьем и галунами. Семейная карета Павла I была очень велика. В ней могли уместиться двенадцать человек.

Как путешествовали в России?

Еще в ХVIII веке Петр I учредил в России регулярную почту. Так появилась сеть станций, управляемых смотрителями. В их распоряжении были ямщики, кибитки, лошади. Путешественники, приезжая на станцию, оставляли усталых лошадей и брали свежих, оплачивая их.

Подобные услуги получали по чинам: бедные чиновники VI - IХ классов довольствовались двумя лошадьми, а вот особы I - III классов могли брать до двенадцати лошадей. Помещики часто ездили на своих лошадках: пусть медленнее, но дешевле!

Обычная скорость для едущих по своей надобности была зимой не более 12 верст в час, летом - не более 10, а осенью - 8. В сутки обычно проезжали 70 - 100 верст. На станции проезжающий платил прогоны - оплачивал лошадей по таксе, которая колебалась от 8 до 10 копеек за одну лошадь на одну версту, - писал русский филолог и историк Юрий Лотман.


Поездки на черепахе, раке и стряпучей печке

Во времена Петра I обе столицы соединял извилистый проселочный путь длиной 750 километров. При Екатерине II по нему ездили в основном почтовые тройки.

В 1820 году между Москвой и Петербургом начали ходить дилижансы - низкие, длинные возки, обтянутые кожей, с двумя оконцами, сзади и спереди. Они двигались по расписанию, отправляясь два раза в неделю. Ехали только днем. На каждой станции, пока перепрягали лошадей, пассажиры обедали и пили чай. Зимой дилижансы брали четырех пассажиров, летом - шестерых. Четверо пассажиров сидели друг к другу спиной и смотрели: двое вперед, двое назад - по дороге. Их разделяла перегородка. Места внутри кареты стоили 100 рублей, снаружи - 60 - 75 рублей. Путь из Петербурга в Москву дилижанс проделывал за четыре-пять суток. Впрочем, в одном из писем к жене нетерпеливый Пушкин так отозвался о поездке: Дилижанс поспешал как черепаха, а иногда даже как рак.

Вскоре появился и другой транспорт. Люди победнее стали ездить из одной столицы в другую в сидейках. Это было в шесть раз дешевле. Экипаж перевозил пятерых: трое сидели в закрытой кибитке, двое - на передке под навесом. В сидейку впрягали всего одну лошадь. Поездка длилась неделю.

В 1820-1830-е годы в России начали строить шоссе. Мощеная мелким щебнем дорога соединила Петербург и Москву. Ее длина составила 658 километров. К 1840 году было проложено еще 780 километров шоссейных дорог. Дилижансы стали ходить в Ревель, Ригу, в города Финляндии.

В ноябре 1851 году из Петербурга в Москву, пробыв в пути 22 часа, прибыл поезд. Время дилижансов близилось к концу. Вот-вот уже исчезнут эти чудные кони в наборной сбруе, эти бубенчики с малиновым звоном... и вместо этого будет ходить по земле какой-то коробок, вроде стряпучей печки, и без лошадей, и будет из него валить дым и свист, как писал об этой перемене Глеб Успенский.

Что заменяло Онегину такси?

Во времена Онегина главным городским транспортом были экипажи извозчиков. Их в Петербурге имелось много, но стоили они дорого. За проезд от Аничкова моста до своего дома в конце Фонтанки Пушкин платил 80 копеек. Мелкий чиновник зарабатывал столько за целый день работы.

Летом 1830 года в Петербурге появляются городские кареты - омнибусы. За небольшую плату они доставляют небогатую, а значит, многочисленную публику за город. Омнибусы представляли собой большие кареты. В них помещалось по шесть пассажиров; они сидели по трое в ряд, лицом друг к другу. Столько же человек ехали на крыше кареты; там тоже стояли скамьи. Туда поднимались по откидной лестнице.




Мерседесы пушкинской эпохи

Люди побогаче не пользовались ни извозчиками, ни омнибусами. Они ездили в своих экипажах, щеголяя красотой лошадей и упряжи. За породистую лошадь платили от тысячи до четырех тысяч рублей. Ездили быстро. Форейторы, разгоняя пешеходов, то и дело кричали: Пади!

У столичных богачей имелись экипажи на все случаи жизни - от легких дрожек и саней до больших дорожных карет. Удобнее всего были, конечно, кареты - рессорные повозки с закрытым кузовом, дверцами и окнами, а также домрезы. Это - спальные кареты; в них хорошо было пускаться в долгие поездки. Эти экипажи можно назвать своего рода шестисотыми мерседесами пушкинской эпохи.

Впрочем, большинство людей разъезжали в ту пору в экипажах попроще - возках, кибитках, бричках, дрожках. Возок тоже был экипажем с дверцами и окнами. Кибиткой назывались простые крытые повозки на колесном и санном ходу. Бричка - это легкий, полуоткрытый экипаж с кузовом и верхом. (В ворота гостиницы губернского города NN въехала довольно красивая рессорная небольшая бричка. Н. Гоголь, Мертвые души.) Дрожки - рессорная коляска, иногда весьма картинного вида. (Вдруг промчались перед ним щегольские дрожки. А. Пушкин, Станционный смотритель.)




Лихая тройка, вихрем мчись!

В России сухопутными перевозками издавна занималась особая категория государственных крестьян, коим была поручена ямская гоньба. Их труд был тяжел и опасен. Ямщики отправлялись в путь в любую погоду.

В пути им грозила встреча с разбойниками. Чтобы не замерзнуть от стужи и не погибнуть от злой руки, требовалось немалое мужество.

Об удалых ямщиках слагают песни и пишут стихи, полные грусти, ведь может, скоро под землею сокроют тело ямщика!. В глухой степи, среди плача вьюги, среди снега, равняющего жизнь со смертью, щемящими, хрипловатыми звуками разлетается песня про то, как простор степной широко велик, как в степи глухой умирал ямщик. При этих звуках удивленный ездок, коему передалось уныние, невольно вздрогнет и, силясь отогнать наваждение, воскликнет: Лихая тройка, вихрем мчись, ямщик, пой песни веселее! Все стихает. Лишь гудит неотступная вьюга, скрывая города и поселки, стирая любые следы человека с пейзажа. И замолк мой ямщик, а дорога предо мной далека, далека... (цитировались стихотворения Н. Анордиста, И. Сурикова, Г. Малышева, И. Макарова).

Николай Николаев
инфо

Источник: http://turkey-info.ru/forum/haydi-konusalim/karetu-mne-karetu-naveyalo-t658013.html.

  • как ездили в каретах зимой

как ездили в каретах зимой

История в историях
Как передвигались зимой?

Древнейший санный экипаж с закрытым кузовом назывался ВОЗОК. Он предоставлял ездоку все удобства, кроме разве отопления: мягкое сидение, теплые покрывала, свет через окошки. В поэме Некрасова «Русские женщины» о таком экипаже недаром говорится: «Покоен, прочен и легок / На диво слаженный возок ».

Ездили и в открытых санях РОЗВАЛЬНЯХ, или ПОШЕВНЯХ, – широкой повозке на полозьях, расширяющейся от переда к заду, без особого сидения. Они хорошо известны нам хотя бы потому, что в них сидит боярыня Морозова на прославленной картине Сурикова. В рассказе Тургенева «Старые портреты» повествуется, как «под самое Крещение отправился барин с Иваном (кучером) в город на его тройке с бубенцами, в ковровых пошевнях » и что из этого вышло.

Позднее у санных экипажей появились ПОДРЕЗЫ – железные полосы, прибитые к нижней плоскости полозьев.

На ДРОВНЯХ не ездили, хотя и «обновляли путь»: это были крестьянские грузовые сани.

На именины Татьяны Лариной, в январе

…Соседи съехались в возках,

В кибитках, в бричках и в санях.

Все понятно, кроме того, как можно было по снежной дороге проехать на колесной бричке.

Не следует думать, что зимой колесные экипажи, особенно крытые, стояли без дела. Неизвестно, что сделалось со знаменитой чичиковской бричкой, но во втором, незаконченном томе поэмы у героя уже коляска. Кучер Селифан докладывает хозяину: «Дорога, должно быть, установилась: снегу выпало довольно. Пора уж, право, выбираться из города », на что Чичиков приказывает: «Ступай к каретнику, чтобы поставил коляску на полозки ».

Такие превращения летнего, колесного, экипажа в зимний, санный, были делом весьма обычным. Несомненно, что и брички съехавшихся на именины Татьяны были поставлены на полозья. В «Дядюшкином сне» Достоевского огромная дорожная карета князя свалилась на дорогу: «…вшестером подымаем наконец экипаж, ставим его на ноги, которых у него, правда, и нет, потому что на полозьях ». В той же повести Мария Александровна «катилась по мордасовским улицам в своей карете на полозьях ».

Однако в больших городах, где снег с мостовой частично расчищался, частично утрамбовывался, можно было и зимой ездить в колесных экипажах. «Попав в вереницу карет, медленно визжа колесами по снегу, карета Ростовых подъехала к театру », – так описана зимняя поездка Ростовых в оперу («Война и мир» Толстого). В «Пиковой даме» по Петербургу зимой разъезжают кареты явно на колесах, а не на полозьях. В начале повести Л. Толстого «Казаки» есть фраза: «Редко, редко где слышится визг колес по зимней улице ».

Источник: http://wordweb.ru/en_ru_byt/12_22.htm



Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением

Поиск по сайту

Страны

Наиболее читаемые

Аэропорт в Доминикане пунта кана. Международный аэропорт Пунта Кана (Доминиканская Республика) расположен в восточной части страны и является самым большим и загруженным. Он

Французский центр бретани 3 буквы.

Цены на продукты Куба. Memories Flamenco Beach Resort 5* 1 Кайо Коко о. 10 Июн 16 , Пт. 7 ночей DBL (2-е взрослых) ROH (без опред. вида из номера) AI (питание+напитки местного производства) Эконом Бизнес Отель 1 703 $ 114 128

Популярные

Погода в макао ноябре. (735)

Анкета во Францию на визу. Для Французской визы. Виза. Скачать. Франция. Бланк. Французскую формате word. Французское посольство. Шенгенскую. Заполнения. Визовый центр Франции. Заполнить анкету онлайн. Компьютере. Долгосрочную визуанкета. Шенгенской. Электронном виде. Заполнение анкеты.. (545)

Знаменитый театр парижа 5 букв. Парижский. Сканворд. (483)

Эден резорт энд спа Шри-Ланка. (423)

Где отдыхать лучше в Греции. Греция куда поехать. Грецию. Отдохнуть июне. Сентябре. Острова.. На море лучшие места. Курорты. Детьми. (391)

Цитаты на греческом переводом. Фразы. Красивые. Языке. Стихи. (384)

Интересно

Отель тропитель дахаб оазис.

$('.more-cities').bind('click', function(){ $('.more-cities').addClass('hidden'); $('.more-cities-block').removeClass('hidden'); }); function bhead_js_001(change_city_url) { $(function() { var $selectCityLink = $('#select-city-link'); $selectCityContainer = $('#select-city-div'); $selectCityLink.click(function(_ev) { _stop(_ev); $selectCityContainer.addClass('active'); }); $('#deselect-city-link').click(function(_ev) { _stop(_ev); $selectCityContainer.removeClass('active'); }); var refreshContactsCity = function(cityId) { var pattern = /contacts\/?/; if (pattern.test(window.location.toString())) { window.location.replace('/contacts'); } else { if (typeof

Что можно купить в тайланде дешевле чем россии. Из косметики. Таиланд туристам. Стоит. Аптеке. Косметика. Таиланде. Форум.

Тайланд – это не только страна с прекрасными климатическими условиями и выгодным географическим расположением, что делает ее идеальной курортной зоной. Во время отдыха хочется не

Сайт моя любимая Турция.

Опубликовано Июнь 2005 Всем привет! Много интересных историй я прочитала на этом сайте, и решила поделиться своей.... В свои 16 лет я побывала в этой